Та весна была затяжной и дождливой. А потом пришло тепло и Питер затопило цветущей сиренью.
Мы с дочкой шли по Невскому, ели мороженое и болтали о всякой ерунде. Вдруг она посмотрела на кусты сирени, росшие полукругом в сквере у Казанского собора и ахнула:"Вот это сирень! У нас во дворе такой нет".
Сирень действительно была невероятно красивой- огромные тяжёлые соцветия сплошь покрывали кусты как будто изысканное кружево.
Дочка деловито прошла вдоль всех кустов сирени, заглядывая им вовнутрь, в поисках прикорневых отводков, которые (по её мнению) надо было бы как-нибудь незаметно откопать и потом посадить у нас во дворе. Отводков не было.
Потом пришло лето- жаркое и удушливое. Наверное, все, кто оставался в Питере, мечтали уехать в отпуск или хотя бы на выходные вырваться за город.
Бывают дни, которые делят твою жизнь на "до" и "после". Это так: по квартире плывёт запах свежесваренного кофе, в ванной журчит вода, дочка радостно собирается с друзьями на загородный пляж и пихает в сумку купальник, полотенце, бутерброды, под окном уже сигналит машина и ребята машут руками.
А потом раздаётся телефонный звонок и тебя приглашают на опознание... Лобовое столкновение. Какой-то вдрызг пьяный придурок не справился с управлением и на бешеной скорости вылетел на встречку...
И всё. Ничего не изменишь и ничего не исправишь. Ни-че-го.
Потом наваливается пустота. Серая и глухая. Дни перемешаны с ночами, не помогают ни алкоголь, ни снотворное... Муж запихивает в тебя какую-то еду. Приходят подруги, у них там какие-то праздники- Новый год,23-е февраля, 8-е марта...
Апрельским днём муж вывел меня во двор. Мы сели на лавочку. Рядом росла сирень. Я сорвала и расковыряла цветочную почку- она уже набухла и будущие цветочки были похожи на крохотные икринки.
На следующий день я вытащила из закромов сапёрную лопатку, которой муж разжился ещё во времена службы в Забайкалье, и пошла во двор окапывать сирень.
А ещё через несколько дней я добралась до ближайшего садового центра и купила секатор и пилу-ножовку.
Дом наш был построен в конце 80-х. Тогда денег на озеленение, видимо, уже не было и огромный пустырь перед домом жильцы засаживали сами. Бригадир портовских докеров дядя Гриша Петренко вместе со своим другом Максимычем организовали своих подчинённых, съездили в лес, накопали полсотни молоденьких берёзок и параллельно дому протянулась берёзовая аллея. Ну, а остальное высаживалось по принципу "кто во что горазд". За много лет всё это разрослось, перепуталось ветвями и превратилось в натуральные заросли.
Вот эту "мечту партизана" я и стала приводить в порядок. Соседи улыбались, здоровались, но ни о чём не спрашивали. Только Райка из первого подъезда устроила дикий скандал, когда я обрезала полузасохшие нижние ветки на вишне, росшей напротив её окна. Райка орала и визжала с упоением, так, что слышал весь дом. Потом вышел мой муж с двумя вёдрами холодной воды и вылил из на Райку. Больше Райка во дворе не орала. Никогда.
А я копала, чистила, высаживала цветы... Рассада в садовом центре стоила очень дорого и я поздними вечерами тырила рассаду на городских клумбах, хмм... Слегка их прореживая. Муж ворчал, но сопровождал меня на эти вылазки и героически стоял на стрёме.
Я думала, что соседи считают меня сумасшедшей, но мне это было безразлично. Однако потом ко мне подошла пенсионерка Лидия Андреевна и поинтересовалась, где я достала такую удобную сапёрную лопатку. Потом во двор с лопатой вышла Лариса из шестого подъезда. Копал, правда, муж Ларисы, подполковник милиции, а Ларик им руководила... И, наконец, во дворе с лопатой в руках появилась моя соседка Таня Капитонова по прозвищу Капитоша, бывшая манекенщица и фотомодель, а ныне- офис-менеджер в какой-то крутой фирме. При её габаритах Капитоша вполне могла спрятаться за черенком лопаты, но её это нисколько не смущало.
Скоро наш дворник Анатолий Анатольевич озаботился, чтобы из подвалов были выведены на улицу краны для полива. Бывший школьный учитель, потерявший своё жильё из-за мошенников- риэлторов, он жил нашем же доме в служебной комнатушке, которою жилконтора ему выделила неофициально. Его немного смущало, что мы вроде бы как делаем его работу и он стремился помочь чем только мог.
К весне следующего года у нас уже были и шланги для полива, и общая кладовка для хранения инвентаря, на подоконниках произрастала цветочная рассада... А я уже знала, что та, роскошная сирень, которая растёт у Казанского- это сирень, выведенная селекционерами Колесниковым, Веховым, Лемуаном и Маарсе.
Потом мне всё-таки удалось раздобыть пять малюсеньких корнесобственных кустиков -двулеточек. "Флора", "Утро России", "Маршал Ланн","Русская песня" и "Сенсация"...
Только сажать мне их было некуда. Впрочем, за берёзовой аллеей в нашем дворе тянулась довольно широкая полоса бесхозной земли, обильно поросшая крапивой, топинамбуром и репейником. Далее-высоченная кирпичная стена портовских складов.
Вот там я и посадила свои сиреньки.
Потом я добывала саженцы сортовой сирени всеми правдами и неправдами. И высаживала всё там же, на "Диком поле" , как я назвала это место. Тонюсенькие прутики из голландских питомников приживались и набирали силу с большим трудом.
И однажды на своём "Диком поле" я увидела экскаватор. Напротив экскаватора стояла Капитоша и кидалась в лобовое стекло комьями грязи. Поодаль стоял экскаваторщик и ошалело смотрел на Капитошу. Потому что когда разъярённая Капитоша наклонялась за очередным комом влажной земли, её супер-мини- юбка уползала вверх и миру открывались впечатляющие Капитошины прелести.
Неподалёку толпилась местная пенсионерская общественность и тоже ошалело смотрела на Капитошу. Подозреваю, что в этот день наша общественность узнала о существовании стрингов.
-Где ты шляешься?- рявкнула на меня Капитоша,- Здесь эти гады решили гаражи начать строить...
Тут подъехала машина, из неё вышел мужчина в деловом костюме и начал объяснять собравшимся, что началось строительство гаражей для ветеранов войны, что у него есть соответствующие разрешения, начал доставать бумаги...
Ветераны войны, впрочем, не заставили себя долго ждать- подошёл дядя Гриша Петренко вместе со своим другом Максимычем.
-Вот! Для вас и будут эти гаражи! Мы же о вас и заботимся!- обратился к ним бизнесмен.
-Я таких... Заботничков... С траков своего танка... Соскабливал... Пять лет подряд...- ответил дядя Гриша, отвернулся и стал рассматривать экскаватор.
А "заботничек" стал рассматривать дядю Гришу и особенно дяди Гришины уши. Впрочем, рассматривать там особливо было нечего, потому что дяди Гришины уши сгорели ещё под Прохоровкой.
Затем во двор влетели сразу две машины. Из одной вышел мужчина начальственного вида - представитель местной администрации. Из второй выскочили четверо с напряжёнными лицами и кинулись к моей соседке Заре. Старший о чём -то спросил её и потом с явно облегчённым видом, уже улыбаясь, принялся названивать кому-то по мобильнику. Похоже, Зара умудрилась взбодрить питерскую чеченскую диаспору.
-Ну, и что тут у вас?- на всякий случай спросил представитель администрации.
-Но пасаран!!!- ответила увазюканная землёй Капитоша.
И вот тут нарисовался несравненный Исаак Моисеевич из шестого подъезда. Он сразу вник в ситуацию и своим хорошо поставленным адвокатским голосом заявил, обращаясь к бизнесмену:-Оставьте, пожалуйста, реквизиты Вашей фирмы и свои паспортные данные. Мы намерены подать иск о нанесении нам морального и материального ущерба!
-И яму тоже... Как раскопали, так и закопайте... А не то мы тебя тут самого закопаем.- добавил дядя Гриша, как всегда не постеснявшись украсить свою тираду лексикой, которую филологи изящно именуют "обсценной".
Представитель администрации усмехнулся и пошёл к своей машине.
Больше желающих что-либо построить на территории нашего двора не появлялось.
Зато двор попал в муниципальную программу реконструкции придомовых территорий. Расширили и оборудовали детскую площадку, починили скамейки, переложили плитку, поставили красивые металлические ограждения.
Дядя Гриша Петренко умер два года назад. Я нашла кустик сирени сорта "Защитникам Бреста" и посадила напротив его окна.
Как -то я просмотрела свои записи и подсчитала, что за все эти годы я высадила в нашем дворе саженцы сирени сорока трёх сортов. Многие уже вовсю цветут. "Индия", " Красавица Москвы", "Сенсация". "Утро России", "Бюффон", "Моник Лемуан"...
Говорят, что кусты сирени живут до ста лет.
Только моей девочке навсегда останется девятнадцать...
- 4
- 33
- 3 683
33 комментария