Атанасов день. День Святого Афанасия Великого
Сегодня болгарская православная церковь празднует Атанасов день - в честь богослова Святого Афанасия Великого (рожден в 3 веке н. Э), участвующего в Никейском соборе и, в дальнейшем, выступавшим поборником христианской веры и противником ереси.
Именины отмечаю: т Атанас, Атанаска, Ася, Наско, Нася, Настя, Таньо, Живко, Живка, Тина, Нанси, Танко, Танка, Аня, Траян.
По народным верованиям: с сегодняшнего дня зима начинает отступать.
Этот праздник считают своим кузнецы, ремесленники, мастера по коже, изготовлению ножей и т. д. Кроме того, в этот день предки совершали ритуалы против страшных болезней, таких как чума, оспа. Женщины пекли хлеб и прокалывали его вилкой, оставляя дырочки на поверхности, чтобы их дети не болели и не имели "оспины" на лице.
В некоторых регионах Болгарии был и такой обычай: черную курицу закалывали, готовили ее с рисом и раздавали соседям. Перья же оставляли, так как в них была лечебная сила. В других регионах, девушки и юноши собирались вместе петь и танцевать. Между тем, на атанасов день нельзя было проводить свадьбы и помолвки.
Сегодня болгары в основном ограничиваются простыми пожеланиями именинникам, среди который, например:
- Честит Атанасовден!
- Нека моите пожелания съвпаднат с твоите най-горещи желания.
- Нека получаваш това, което искаш, нека обичаш този когото желаеш, нека животът ти поднесе дарове, които да оцениш.
18 января в Болгарии отмечают день Святого Афанасия Великого, родился в 295 году. Этот день болгары называют Атанасов день.
Так как день Святого Афанасия следует день Святого Антония в болгарском народном творчестве легенда, согласно которой Святые Афанасий и Антоний братья - близнецы и кузнецы. Святой Афанасий изобрел щипцы кузнеца. Однажды в кузнице Афанасий схватил голыми руками горячий кус железа. Но почувствовав боль посмотрел на собаку, которая лаяла с согнутыми передними лапами, и вдруг пришла ему в голову идея изготовить щипцы, по подобие собачих ног. С тех пор в Болгарии считают двух святых покровителей кузнечного ремесла.
По другой популярной легенде, Святые Афанасий и Антоний государи чумы и других серьезных эпидемических заболеваний.
В те дни, домохозяйки не начинают никакой работы, не прядут пряжу, не вяжут, не варят бобы, чечевицу и кукурузу, воздерживаются от половых сношений чтобы не рассердит чуму, оспу и кори. Рано утром они месят тесто и пекут „чумные святые”, лепешки которые прокалывают вилкой, чтобы дети не сыпались от кори.
В Болгарии тоже считают день Святого Афанасия серединой зимы. Существует народное поверье, что после праздника зима уходит, потому что Святой Афанасий появляется на белом коне, одет в белую шелковую рубашку и кричит от Балкан: „Уходи зима, приходи лето!”
Интересно, что и мусульмане в Болгарии считают Святого Афанасия серединой зимы. У турков поговорка „Атанас гельди, аяз гидти” (Афанасий прищел, мороз ушел).
Каждый год 18 января Святой Атанас седлает своего белого коня, едет в лес и кричит: „Уходи зима, приходи, лето!”. В народном календаре этот праздник называется Атанасов день или Средизима („Середина зимы”), святому посвящены сказочные поверья, а уже много веков болгары почитают его специальными ритуалами.
18 января Болгарская православная церковь чтит память святителя Афанасия, архиепископа Александрийского. Он был первым распространителем в Европе монашества, зародившегося в Египте. Известен и тем, что яростно противопоставлялся еретикам, последователям Ария. За эти свои дела еще с эпохи раннего христианства его называли Великим.
В представлениях болгарского народа Атанас или Танас (как его еще называют в фольклоре) – часть большой небесной семьи. Его братья – святые Никола, Илия и Василий, а святой Антоний – его близнец. Поэтому и их праздники следуют один за другим – Антонов день отмечается 17 января.
В одной легенде рассказывается, как Господь решил поделить мир между шестью братьями-молодцами. Святому Атанасу достались льды и снега, и поэтому болгары почитают его как покровителя зимних бурь. С его дня начинается переход от зимы к лету, а светлая часть суток увеличивается на „одно зерно проса”.
Согласно верованиям, Антон и Атанас – покровители чумы и оспы. Болезни рождаются на Антонов день, а на Атанасов день начинают ходить по миру. Чтобы умилостивить их, женщины приготавливали обрядовый хлеб без закваски, намазывали его медом и раздавали родственникам и близким. В середину хлеба втыкали базилик, о котором верили, что он приносит здоровье и предохраняет от плохих сил.
На Атанасов день существовал и ряд ограничений что касается некоторых видов деятельности. Женщины не должны были вязать и прясть, приготавливать бобовые. Согласно поверью, тогда болезни не будут сердиться и быстро покинут дом, а дети не заболеют корью.
Как говорится в народных сказках, Антон и Атанас были кузнецами. Работали они как-то раз, железо перегорало в печи, а Атанасу нечем было вытащить его, кроме как голыми руками. Тогда пришло ему в голову использовать две металлические палки. В кузнице лежала собака, и святой решил сделать металлический инструмент, похожий спереди на лапы животного. И так он изобрел первые клещи в мире.
А с этого момента братья стали покровителями кузнецов, изготовителей ножей и слесарей. В их честь представители этих профессий каждый год приготавливали обрядовое кушанье на Атанасов день. Эта традиция сохранилась и до наших дней в разных районах Болгарии. Интересный обычай описан в нескольких селах в Северной Болгарии. Когда-то сгоняли баранов в центр села и ритуально „лечили” их от чумы. Затем выбирали самых красивых животных, чтобы принести их в жертву Богу, и приготавливали из них курбан – обрядовая трапеза.
На Атанасов день – 18 января – в некоторых районах Болгарии совершали ритуалы побратимства. Болгары верили, что братья-близнецы Антон и Атанас будут заботиться о побратимах и покровительствовать их родство. В народе эта форма родства была исключительно важной. Люди, решившие стать побратимами, обязывались до конца жизни относиться друг к другу с почтением и уважением – так, как относились к своим кровным родственникам. Семьи побратимов тоже становились родственниками.
И курбан, и общая трапеза после ритуала побратимства неизменно завершались веселыми хоро, которые танцевали все – от мала до велика.
- 5
- 1
- 0
- 1 088