История русских беженцев тесно переплелась с историей Болгарии, гостеприимно распахнувшей перед ними двери. В период с 1919 по 1922 год в Болгарию прибыло около 35 000 русских беженцев, из которых более 17 тысяч составляли солдаты и офицеры Русской армии под командованием П. Н. Врангеля, переброшенные из военных лагерей Турции.
Большинство русских беженцев устраивали свою жизнь, как могли и занимались мирным трудом.
Но существовала в Болгарии довольно большая группа из числа офицеров и солдат Русской армии /а также казаков/, активно боровшихся с коммунистической заразой.
Именно о них и пойдет речь.
Сразу по прибытии в Болгарию наибольшую активность проявили казаки-донцы под руководством генерала Покровского Виктора Леонидовича. Он эмигрировал из Крыма в Болгарию в апреле 1920. С 1921 жил в Варне, планировал организацию высадки на черноморском побережье Кубани вооружённых и политически подготовленных кадров из числа белых офицеров для организации антибольшевистской пропаганды, диверсий и терактов. Информация о создании белой военной организации попала в руки болгарской полиции (премьером Болгарии тогда был негативно относившийся к белому движению левый политик Александр Стамболийский), которая провела обыски и аресты, сорвав планы десанта. Покровский был вынужден бежать из Варны и перейти на нелегальное положение.
3 ноября 1922 члены организации Покровского убили в Софии Александра Агеева, казачьего деятеля, работавшего на советские власти и агитировавшего казаков возвращаться в Россию. В рамках расследования этого убийства болгарские полицейские (существует версия, что совместно с советскими агентами, прибыли в город Кюстендил, где находился Покровский. При попытке ареста генерал оказал вооружённое сопротивление, был смертельно ранен штыком и вскоре умер. После этого активно борющиеся с Советами казаки перешли в РОВС.
Самая мощная русская военная организация РОВС (Русский общевоинский союз) вел борьбу с агентами советского ГПУ в разных странах мира, организуя террористические акты в СССР и за его пределами и получала финансовую помощь из ряда европейских государств. В тех из них, которые имели дипломатические отношения с СССР, РОВС существовал обычно под прикрытием какой-нибудь благотворительной организации.
В Болгарии была создана весьма мощная и эффективно работающая организация РОВС - ІІІ отдел РОВСа. Он был регистрирован в Дирекции полиции как Федерация бывших русских бойцов и объединял бывших членов армейских корпусах генерала Врангеля. Председатель Федерации являлся генерал Ф. Ф. Абрамов. Он осуществлял общее руководство. А начальником ІІІ отдела был полковник А. А. Зайцов. В середине 30-ых годов ХХ в. В Болгарии существовали 70 клонов РОВСа. Видимая сторона деятельности этой организации – благотворительность, взаимопомощь, сохранении русских воинских традициях. К сожалению, болгарский архив Союза был вывезен советским войсками в СССР в 1947 г. И до сих пор остается неизвестным исследователям.
В начале 1930-х годов Болгарская коммунистическая партия ушла в глубокое подполье, но при помощи советских руководителей активно работала и проводила террористические акты. Коммунисты убивали полицейских начальников, генералов болгарской армии и несколько раз совершали крупные террористические акции — устраивали взрывы, с целью убийства Царя Бориса III. Среди рабочих болгарских заводов и среди шахтёров процент коммунистов был самый высокий — из их среды выходили их лучшие боевики.
Русские офицеры, с которыми был связан полковник Зайцов, информировали его о болгарских коммунистических организациях, выявляли их главарей и часто даже предупреждали акты террора. Всю эту информацию Зайцов передавал в болгарскую военную разведку и в дирекцию болгарской полиции. В эти структуры были приняты на штатные должности связные от полковника Зайцова — капитаны А. А. Браунер и К. А. Фосс.
Алексей Александрович Браунер с 1934 по 1944 годы был штатным сотрудником болгарской Дирекции полиции и начальником противокоммунистической и противотеррористической группы.
Интересна личность Фосса. Клавдий Александрович Фосс – активный участник Белого Движения, капитан-дроздовец, монархист - состоял на службе в болгарском Военном министерстве с 1925 по 1941 годы и получил несколько болгарских военных и гражданских орденов за успехи в борьбе с коммунистическими террористическими организациями. Он числился майором запаса. Одновременно Фосс был близок к работе III Отдела РОВСа и очень много помогал РОВСу своими связями и своей деятельностью. Оба связных полковника Зайцова находились в близком контакте друг с другом.
Когда в начале 1930х годов полковник Зайцов перебрался во Францию, он всю свою работу в Болгарии передал капитану Фоссу, который также, будучи необыкновенно способным и талантливым разведчиком, укрепил и развил работу «внутренней линии», т. Е контрразведки РОВС в Болгарии. Именно Фосс раскрыл более десяти коммунистических так называемых «конспираций» и обезвредил сотни отчаянных болгарских террористов. Вот почему он был постоянно «на мушке» у болгарской коммунистической партии и советского ОГПУ. Поэтому в Болгарии Фосс всё время получал награды и повышения по службе.
На Фосса было совершено более десяти покушений, и все были неудачными. Его охраняли двое телохранителей: один — его старый и верный вестовой-дроздовец, другой — приставленный агент болгарской разведки. Клавдий Александрович в совершенстве владел пятью языками: кроме русского и болгарского — немецким, английским и французским. Когда он развернул работу на Россию, он встречался с иностранными представителями западных разведок и говорил с ними без переводчика.
В 1936 году Болгария признала советское правительство и приняла первого советского посла Ф. Раскольникова, который привёз с собой тридцать человек опытных энкавэдистов. К „работе“ с Совдеповской миссией тут же подключился Фосс и его ближайший помощник капитан Яренко.
Неутомимый, энергичный и преданный своему делу, капитан Яренко организовал неслыханное до его назначения наблюдение за советским посольством. Были созданы группы наружного наблюдения за всеми служащими посольства. Он раздобыл через болгарскую полицию их фотографии и список их официальных должностей. Напротив советского посольства (через площадь) были поставлены табачные киоски, которые содержались нашей агентурой под контролем болгарской полиции. Полиция получала копии докладов разведчиков РОВС, и болгары были этим вполне довольны, всячески помогая всем, что разрешалось их правилами. Это началось с 1938 и продолжалось до 1941 года. Слежка и «хвосты» сотрудников РОВС доводили советчиков до расстройства нервов, так что их часто меняли — вызывали обратно в СССР, но с новыми продолжалось то же самое. Они не могли незаметно уходить на свои свидания, даже с проститутками.
Нападение гитлеровской Германии на СССР вызывает внутреннюю дезинтеграцию среди русской общины. Часть русских поддерживает Германию. 24 июня 1941 года отдельные члены организации обратились с призывом к начальнику ІІІ отдела РОВСа генералу Ф. Абрамову выйти на связь с посольством Третьего Рейха и организовать военные формирования из русских, желающих сотрудничать с немецкой армией в ликвидации большевизма или же работать в немецких государственных учреждениях на оккупированных советских землях. Процесс вербовки борцов против Советского Союза из среды эмигрантов привел к созданию Русского охранительного корпуса (РОК) – специального формирования из русских эмигрантов, проживающих в Европе. Около 2000 мужчин записывается в Русский охранительный корпус (РОК), являющийся частью немецкой армии и действующий на территории Югославии. Многие члены РОК после 1944 года будут сосланы в болгарские лагеря.
Со стороны германского командования членам РОКа было обещано, что после периода гарнизонной службы в Югославии они будут посланы на оккупированные советские территории. Однако за все время существования корпус охранял второстепенные коммуникационные и хозяйственные объекты в Югославии, принимал участие в военных действиях против Югославской народно-освободительной армии в юго-восточной Сербии, а впоследствии и в битве за Белград против войск Красной Армии и армии Тито.
События после 9 сентября 1944 года самым болезненным образом затронули тех русских эмигрантов, которые в той или иной форме сотрудничали с немецкой армией во время Второй Мировой войны. Согласно указанию Союзной контрольной комиссии СКК (включающей военных представителей стран антигитлеровской коалиции с доминированием представителей СССР), они высланы в воспитательно-трудовые общежития (подобие лагерей ГУЛага) с выдворением их семей на новое местожительство.
Многих русских офицеров вывезли в СССР, где они и сгинули.
- 5
- 6
- 3 840
6 комментариев