Перейти к публикации

Мадарский всадник

Anna Kuznetsova
  • · 3 минуты на чтение

С незапамятных времен обжита скалистая гора Мадара, одиноко возвышающаяся над широкой долиной. Местность Мадара являлась античным и ранне-средневековым культовым центром - как для Фракийцев, так и для Болгар. Здесь, на горе Мадара - находилось когда-то главное святилище болгар периода Первого болгарского царства, найдены языческие - Фракийские и Болгарские святилища.

212834_original.jpg.2246c4803c455b1ca627f053982f6684.jpg

На северо-западном склоне, на отвесной стометровой скале Мадары, высечено древнее изображение всадника, известное как Мадарский конник. Вокруг рельефа - 3 надписи на греческом языке. В этой скальной хронике впервые упомянуто имя Болгары.

Мадарский Всадник (болг. Мадарски конник) – рельефное изображение всадника, периода раннего средневековья. Расположен этот памятник в северо-восточной Болгарии, рядом с городком Мадара, в 14 км. От города Шумен. Наскальный рельеф находится в 1,5 км. К востоку от села Мадара, и в 380 км. От Софии.

Мадарский всадник высечен в скалах на высоте ок. 25 м. Над землей. Барельеф только кажется маленьким (издали). Всадник исполнен в натуральный размер - примерно 2,5 на 3 метра.

213054_original.jpg.f0ba3099c705462a6a33e854fe0a8a3c.jpg

Сцена, которую изображает скальный рельеф - всадник, пронзающий копьем поверженного льва. Мадарский всадник сидит в шлеме на голове, в одежде по колени, с копьем в правой руке, в левой - повода лошади. Спинка его седла -высокая. Рядом с всадником находится изображение собаки – священного животного протоболгар.

Вокруг изображения всадника, на скале, высечено три надписи, которые рассказывают о важных политических событиях в жизни болгарского государства (с 705 по 801 годы), связанные с отношениями с Византией при тогдашних болгарских ханах Тервел, Кормисош и Омуртаг. Профессор же Веселин Бешевлиев в своей книге «Протоболгары» указывает, что самая старая из надписей - работа хана Тервела. Авторство остальных надписей приписывает ханам Круму (796-814) и Омуртагу (814-831).

Сейчас памятник датируют приблизительно ок. 710 г. н. э. (нач. 8 века н. э.), считается, что он был создан во времена правления булгарского хана Тервела.

Мадарский всадник был обнаружен в 1872 году Феликсом Каницом – венгерским археологом, этнографом, географом и художником. Следующий исследователь памятника – Карел Шкорпил – основатель археологии в Болгарии. С тех пор историческая наука Болгарии прошла через различные этапы, связанные с разными гипотезами о сущности уникального скального рельефа.

Существует несколько предположений о том, кто именно - этот высеченный на скале всадник:

1. По одной из версий, на скале изображен сам хан Тервел, -т. к. самая старшая из наскальных надписей – как раз времен хана Тервела.

2. Но есть мнение, что надписи на скале появились гораздо позже. А в образе всадника запечатлен создатель Болгарии – хан Аспарух.

3. Согласно другой теории, наскальный рельеф создан древними Фракийцами и изображает фракийского бога.

4. По третьей теории на скале высечено изображение Святовита (славянского бога), и относиться примерно в концу 6 в. н. э.

5. А до того, как начались исторические исследования наскального рельефа - местные жители верили в легенду, что это св. Георгий Победоносец.

Большая часть исследователей считает, что всадник все-же имеет Болгарское происхождение, а не Фракийское, из-за наличия стремени, поскольку именно болгары перенесли его на Балканский полуостров и в Европу. Еще одна характерная черта для тогдашних болгар – это символический сплетенный лошадиный хвост.

Открывший в конце 19-го века памятник, ученый из Австрии Феликс Канец, считал, что Мадарский Всадник является памятником эпохи Древнего Рима. Однако опубликованные им зарисовки вызвали целый ряд споров в научном обществе. Высказывались самые различные гипотезы касательно того, кто же на самом деле высечен на барельефе. Например, были мнения, что всадник - это царь персов Дарий.

Лишь в 20 веке исследователи обратили внимание на одну немаловажную деталь – ноги всадника упираются в стремена, а они были неизвестным на Балканах вплоть до появления кочевых болгарских племен. Также это подтверждается высеченными рядом, на скале, греческими надписями, рассказывающими о войне между Византией и болгарами.

Кто бы то не был этот каменный сторож, он несет историю о величии болгарских владетелей и удивляет уникальным художественным мастерством. Изображение напоминает триумфальные сцены в рельефной пластике Ирана и Античные художественные традиции, но в Европе – это единственный скальный рельеф периода раннего Средневековья.

Сегодня к памятному барельефу ведут 400 ступеней. Вокруг расположены древние пещеры, обжитые еще в эпоху каменного века, а позже использовавшиеся христианскими монахами в качестве келий. Из стен гигантской скалы постоянно сочится чистая вода, почитаемая священной.

На вершине Мадарского плоскогорья также находятся останки Мадарской крепости, которая была основана в конце IV века и просуществовала почти тысячу лет - до конца XIV века, пока её не смыл беспощадный поток Османской армии. В конце XIV веке в Болгарию пришли турки, и к XVI веку большая часть древнего наследия была уничтожена.

  • Нравится 4
  • 1
  • 788
1
788
  • Нравится 4

1 комментарий

Kaktu
Стефания, Стара Загора

"Вокруг рельефа - 3 надписи на греческом языке. В этой скальной хронике впервые упомянуто имя Болгары."

Вообще-то упоминания болгар:

Первое: В сборнике „Анонимный римский хронограф” 354 г,. Где написано что от Зиези (сын Сима и внук библейского Ноя) происходят болгары: "Зиези, от който са българите” (Ziezi ex quo Vulgares).

Второе: Армянский историограф Мойсей Хоренски (349-427 г) "История Армении", препись сирийского историка Мар Абас Катина, где записано что: „Аршак, сина на Валаршак, управлява Армения 13 години… През неговите дни имаше големи смутове в земите на голямата Кавказка планина, в страната на българите. Много от тях се отцепиха, дойдоха в нашата земя и се настаниха за дълго време по-долу от Кол/Кох в плодородните околии, богати на жито…“.

Есть еще множество ранных текстов V, VI, VII века - римские, армянские, арабские, сирийские,

Мадарские надписи по времени датируются к началу VIII века.

Please sign in or register to post a comment.
  • Записи в блоге

    • Да
    • Вселенский взаимообмен!
    • "Ей повезло, потому что всем, кто не теряет надежды, везёт – вблизи Тугулыма, стояла целая армия грибников. Мама придирчиво обошла каждого «бойца» и выбрала в конце концов продавца, который понравился ей чисто по-человечески (справедливости ради следует сказать, что и грузди у него были отменные). У этого же чисто человеческого продавца мы скупили всю чернику и, радостные, сложили покупки в багажник, где лежали непроданные книги. И помчались дальше, оставив позади Тугулым вместе с грибами, ягодами и школьными воспоминаниями.
      Я люблю делить дорогу с мамой – мы почти никогда не ругаемся и даже спорим вполне мирно. Когда проезжали мимо Талицы, мы обе почувствовали, что машина едет совсем не так, как раньше. Если бы она была человеком, я сказала бы, что она вдруг резко захромала на правую ногу.
      С машиной у нас отношения трепетные, переходящие с моей стороны в нечто вроде обожания и повышенной тревожности. Если в машине вдруг что-то стучит не так, как надо, я тут же бью тревогу.
      Мы вылезли из машины – и увидели, что заднее правое колесо лежит на земле ровной тряпочкой.
      – Ещё минута, – сказала мама, – и улетели бы в кювет. Лежали бы там, присыпанные грибами да ягодами.
      И книгами, подумала я.
      В списке моих умений можно найти самые неожиданные, но менять колёса я не умею. И повода научиться не было – за те двадцать лет, что я за рулём, ни одно колесо не пострадало.
      Мы с мамой стояли на обочине, как давешние труженики леса, и осознавали новую злополуку… Рядом проносились на полной скорости счастливые обладатели целых колёс, резко гудели фуры, шептались, хихикая, сосны. Как вдруг рядом с нами притормозил поношенный джип. Водитель, в отличие от своей машины, был совсем ещё не старый. Видно было, что он торопится, что мы со своим колесом-тряпочкой ему совсем некстати, но он остановился, открыл багажник в поисках нужных инструментов – и оттуда посыпались вещи. В основном это был детский транспорт: какие-то санки, коляски, ледянки, самокаты – все четыре сезона в одной машине. Наш спаситель чертыхнулся, начал разгребать эту кучу, с трудом нашёл, что искал, – и пошёл теперь уже к нашей машине, за запаской. Мама уже выгрузила книги, грибы и ягоды из багажника, и вообще мы с ней всячески проявляли готовность помогать и участвовать в спасательной операции. Мама даже завела с водителем подобие светской беседы, но он вежливо посоветовал заняться лучше сбором камней, которые он будет подкладывать под другие колёса, чтобы машина не завалилась набок. Мы с радостью стали подбирать камни – как древние египтяне или муравьи, выкладывали их на обочине, а спаситель придирчиво отбирал подходящие. Потом он поднял машину домкратом, поменял колесо и строго велел мне ехать до самого города «не больше восьмидесяти». Я бы и сама могла об этом догадаться, глядя на запаску – она выглядела намного тоньше других колёс и чем-то напоминала протез.
      От денег наш спаситель отказался, хотя мы совали ему их с усердием, достойным лучшего применения. И уехал, не дослушав горячих слов благодарности. Я вспомнила, как болгары отвечают на «спасибо» – «няма за какво». (Я тогда учила болгарский язык, поэтому он и всплывал у меня в памяти кстати и некстати.)"
      Это она же, Матвеева (в моей минимальной редакции).
    • Написано в феврале 2023 г.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      172
    • Всего записей
      1427

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...