Перейти к публикации

Георгий Атанасов- музыкант, дирижер, который достоин и уважения и восхищения!

Странная леди
  • · 4 минуты на чтение

Интересна судьба выдающего болгарского музыканта и дирижера. Талант и упорство способны на многое.

17 октября 1931 года скончался один из основателей Болгарской оперы композитор и дирижер маэстро Георгий Атанасов.

Маэстро Георгий Атанасов родился в Пловдиве в День Святого Георгия 6 мая 1882. Его отец родился в селе Куклен в Родопах. Георгию был всего два года, когда его родители развелись. Отец отправился в жить в район Эгейского моря, а мать осталась в Пловдиве с сыном. А в 14 лет подросток остался сиротой.

После смерти матери опекуном Георгия стал его дядя офицер Спас Георгиев. У Георгия с детства проявлялись музыкальные способности, его с удовольствием взяли петь в хор при церкви "Святой Богородицы". Он научился вначале играть на гитаре, а потом сам сделал музыкальный инструмент-тромбон и играл на нем в махане Небет. Однажды его там услышал известный болгарский композитор Панайот Пипков, автор гимна "„ Върви народе възродени”, посвященный Кириллу и Мефодию. Он вернулся из Италии, где учился в консерватории Милана и увидел в этом мальчике большие музыкальные способности, разрешил Георгию поиграть на своем пианино. Через некоторое время П. Пипков убедил дядю Георгия в необходимости отправить Георгия учиться в консерваторию Бухареста. Без денег, без знания румынского языка Георгий отправился в Бухарест, где его приняли на учебу в консерваторию, в которой он 4 с половиной года был одним из лучших студентов. Ему не удалось закончить консерваторию, так как между Болгарией и Румынией возник дипломатический конфликт, в связи с убийством премьер-министра Румынии и все студенты болгары были депортированы из Румынии. Георгий возвращается в Пловдив, активно продолжает заниматься музыкой, зарабатывает частными уроками, поет в хоре и выступает на концертах. Дирижер Валини убеждает Георгия в том, что ему надо продолжить музыкальное образование в консерватории Милана. Дядя Георгия ушел в отставку, продал недвижимость и дал деньги Георгию. Однако, этих денег было очень мало для консерватории, поэтому Георгий поступил в Италии в городе Пизаро в музыкальный лицей "Россини", директором которого был тогда всемирно известный Пьетро Маскани. У Георгия не было денег на еду и жилье и он обратился к болгарскому царю Фердинанду с просьбой о поддержке и выделении ему государственной стипендии на учебу. Монарх ему отказал. Георгий спал на пляжах или у друзей. Жил в крайней нищете, но продолжал учебу. Благодаря друзьям и сердобольным итальянцам ему удалось закончить образование и получить диплом и звание "Маэстро музыки".

По возвращении в Болгарию это название "Маэстро" станет неотъемлемой частью его имени. Он вернулся в Пловдиве в 1903году. Его взяли на военную службу в качестве музыканта в военном духовом оркестре Пловдива. Через некоторое время полк переводят в Карлово. Здесь он уже проявил себя как музыкант. Впервые местные жители стали свидетелями выступлений и на улице духового оркестра, которым дирижировал Атанасов. Впервые на площадях Карлово стали играть и вальсы. Через некоторое время он женился на местной девушке Ане из старого карловского рода Банялиеви, которая родила ему потом трех дочерей.

В Карлово он пишет свою первую оперу " Учитель болен", а также оперетту " Борислав" по одноименному произведению И. Вазова. С 1910 года он живет и работает вновь в Пловдиве.

А с 1914 по 1920 Г. Атанасов дирижер первого симфонического оркестра Софии. Этот оркестр играет 97 симфоний всех известных композиторов мира. В 1917 году пишет свою вторую оперу " Гергана" по поэме Петко Рачов Славейкова. В 1924 году закончил четвертую оперу " Цвета". За свою жизнь он написал много опер и оперетт, которые принесли мировую известность болгарской музыке. С 1922-1923 год он возглавлял оркестр Софийской оперы. Однако, в 1923 году был уволен из-за, якобы поддержки БЗНС (болгарский земледельческий народный союз). С тех пор его постоянно преследовали недоброжелатели. С 1923 года продолжал работать в разных военных духовых оркестрах Болгарии. Во время Балканской войны его оркестр постоянно играл перед солдатами. Особенно большую роль сыграл его оркестр во время сражений на горе Среднегорец, своим маршем они вдохновляли бойцов. Полковник Серафимово выразил Г. Атанасову личную благодарность.

Не смотря на большой вклад в развитие музыки в Болгарии, его постоянно преследовали не доброжелатели и критики.. Организм не справился с нервным срывом и физическим истощением от постоянных выступлений на войне, Г. Атанасов вначале заболел диабетом, а потом и туберкулезом. По совету врачей отправился на лечение в Италию. Но, спасти его итальянским врачам не удалось. 17 октября 1931 года он умер и был похоронен в Италии.

Через 5 лет его друзья организовали сбор денег в Болгарии на его перезахоронение в Болгарии. В 1937 году гроб с его останками прибыл на пароходе в Бургас. В феврале он был перезахоронен в Софии.

Посмертно Георгий Атанасов получил всенародное признание как выдающийся музыкант и военный дирижер. Его оперы вошли во всемирное наследие.

  • Нравится 1
  • Супер 4
  • 5
  • 2479
5
2.5k
  • Нравится 1
  • Супер 4

5 комментариев

Светлая
Россиянка, Россия

Спасибо, очень интересно. Я знаю, что болгары очень музыкальны. Но спроси меня до сего дня -есть ли среди них известные композиторы-классики, я бы не смогла назвать ни одного имени. Теперь знаю. И запомню. Георгий Атанасов.

Miky

Кстати, титул Маестро настолько слился с именем композитора, что здесь это воспринимают как часть имени. Я даже в начале не понял о каком Георги Атанасове идет речь.:)

Miky
Спасибо, очень интересно. Я знаю, что болгары очень музыкальны. Но спроси меня до сего дня -есть ли среди них известные композиторы-классики, я бы не смогла назвать ни одного имени. Теперь знаю. И запомню. Георгий Атанасов.

По моему самый известный это Панчо Владигеров. В свое время вроде даже фон Караян дипломировался дирижируя одно из его произвидинии.

Кстати имена и короткой биографии самых известных из болгарских комрпозиторов в области класической музыки можете посмотреть здесь. Сайт на болгарском. http://classic-ahf.blogspot.bg/p/blog-page_2238.html

Странная леди
Кстати, титул Маестро настолько слился с именем композитора, что здесь это воспринимают как часть имени. Я даже в начале не понял о каком Георги Атанасове идет речь.:)

Мне кажется, что Георги Атанасов недооценен в Болгарии. О нем я прочитала в болгарских источниках, как раз в них это и пишут. Свой дневник я написала из болгарских текстов о маэстро. В российских источниках о нем написано мало. Вот еще немного о нем-Той е един от създателите на оперното изкуство у нас. През 1917 година завършва втората си опера "Гергана" по поемата на Петко Рачов Славейков "Изворът на белоногата". Още същата година операта е поставена от Кръстю Сарафов в "Оперната дружба" и спектаклите преминават с голям успех. След¬ващата опера на Маестрото е "Запустялата воденица" по либрето на известния български композитор и офицер Александър Морфов, брат на опер¬ната прима Христина Морфова. През периода 1922-1923 г. Работи като диригент на оркестъра на Софийската опера. След деветоюнския преврат 1923 г. Маест¬рото е уволнен, като диригент на операта, под предлог, че е симпатизант на БЗНС. Непрекъснатите ин¬триги, които плетат около него зложелателите му, го принуждават да се затвори в себе си.

През 1924 година той завършва четвъртата си опера "Цвета", а малко по-късно написва своята великолепна "Македонска кървава сватба" по текст на Войдан Чернодрински. Поставена на сцената на Кооперативен театър, тази творба е посветена на борбата на бъл-гарите в Македония против турското робство и има блестящ успех. Инте¬ресна е историята на написването на творбата. Тъй като нямал пред¬става за българския фолклор в Македония, Маестрото се оплаква на автора на текста и само след няколко дни дейци на ВМРО го прехвърлят ин¬когнито през държавната граница, за да присъства на автентична македонска сватба, спомен от която му остават шарени чорапи, да¬рени му от булката. В края на 1923 г. Под давление на общественото мнение Маест¬рото е върнат като капелмайстор на Гвардейския оркестър, в който служи до 1926 г. През периода 1926- 1931г. Отново е капелмайстор на оркестъра на Военното училище. Същевременно създава операта "Косара", която бележи нов момент в творчеството му и пренастройва неговата ли¬ра от битова на историческа тема. През 1930 г., ражда поредната си перла в своята музикална огърлица шестата си опера "Алцек". Освен на опери, Маестро Георги Атанасов, е ав¬тор на пет детски оперетки като Болният учител“ (1909), „За птички“ (1911), „Самодивското извроче“ (1912), „Златното момиче“ (1914), „Малкият герой“ (1915).

Посмър¬тно получава всенародно признание за своя музикален талант и творчество, като един от най-популярните военни капелмайстори и създатели на българската опера.

Дракониха
Мне кажется, что Георги Атанасов недооценен в Болгарии. О нем я прочитала в болгарских источниках, как раз в них это и пишут. Свой дневник я написала из болгарских текстов о маэстро. В российских источниках о нем написано мало. Вот еще немного о нем-Той е един от създателите на оперното изкуство у нас. През 1917 година завършва втората си опера "Гергана" по поемата на Петко Рачов Славейков "Изворът на белоногата". Още същата година операта е поставена от Кръстю Сарафов в "Оперната дружба" и спектаклите преминават с голям успех. След¬ващата опера на Маестрото е "Запустялата воденица" по либрето на известния български композитор и офицер Александър Морфов, брат на опер¬ната прима Христина Морфова. През периода 1922-1923 г. Работи като диригент на оркестъра на Софийската опера. След деветоюнския преврат 1923 г. Маест¬рото е уволнен, като диригент на операта, под предлог, че е симпатизант на БЗНС. Непрекъснатите ин¬триги, които плетат около него зложелателите му, го принуждават да се затвори в себе си.

През 1924 година той завършва четвъртата си опера "Цвета", а малко по-късно написва своята великолепна "Македонска кървава сватба" по текст на Войдан Чернодрински. Поставена на сцената на Кооперативен театър, тази творба е посветена на борбата на бъл-гарите в Македония против турското робство и има блестящ успех. Инте¬ресна е историята на написването на творбата. Тъй като нямал пред¬става за българския фолклор в Македония, Маестрото се оплаква на автора на текста и само след няколко дни дейци на ВМРО го прехвърлят ин¬когнито през държавната граница, за да присъства на автентична македонска сватба, спомен от която му остават шарени чорапи, да¬рени му от булката. В края на 1923 г. Под давление на общественото мнение Маест¬рото е върнат като капелмайстор на Гвардейския оркестър, в който служи до 1926 г. През периода 1926- 1931г. Отново е капелмайстор на оркестъра на Военното училище. Същевременно създава операта "Косара", която бележи нов момент в творчеството му и пренастройва неговата ли¬ра от битова на историческа тема. През 1930 г., ражда поредната си перла в своята музикална огърлица шестата си опера "Алцек". Освен на опери, Маестро Георги Атанасов, е ав¬тор на пет детски оперетки като Болният учител“ (1909), „За птички“ (1911), „Самодивското извроче“ (1912), „Златното момиче“ (1914), „Малкият герой“ (1915).

Посмър¬тно получава всенародно признание за своя музикален талант и творчество, като един от най-популярните военни капелмайстори и създатели на българската опера.

Please sign in or register to post a comment.
  • Записи в блоге

    • Да
    • Вселенский взаимообмен!
    • "Ей повезло, потому что всем, кто не теряет надежды, везёт – вблизи Тугулыма, стояла целая армия грибников. Мама придирчиво обошла каждого «бойца» и выбрала в конце концов продавца, который понравился ей чисто по-человечески (справедливости ради следует сказать, что и грузди у него были отменные). У этого же чисто человеческого продавца мы скупили всю чернику и, радостные, сложили покупки в багажник, где лежали непроданные книги. И помчались дальше, оставив позади Тугулым вместе с грибами, ягодами и школьными воспоминаниями.
      Я люблю делить дорогу с мамой – мы почти никогда не ругаемся и даже спорим вполне мирно. Когда проезжали мимо Талицы, мы обе почувствовали, что машина едет совсем не так, как раньше. Если бы она была человеком, я сказала бы, что она вдруг резко захромала на правую ногу.
      С машиной у нас отношения трепетные, переходящие с моей стороны в нечто вроде обожания и повышенной тревожности. Если в машине вдруг что-то стучит не так, как надо, я тут же бью тревогу.
      Мы вылезли из машины – и увидели, что заднее правое колесо лежит на земле ровной тряпочкой.
      – Ещё минута, – сказала мама, – и улетели бы в кювет. Лежали бы там, присыпанные грибами да ягодами.
      И книгами, подумала я.
      В списке моих умений можно найти самые неожиданные, но менять колёса я не умею. И повода научиться не было – за те двадцать лет, что я за рулём, ни одно колесо не пострадало.
      Мы с мамой стояли на обочине, как давешние труженики леса, и осознавали новую злополуку… Рядом проносились на полной скорости счастливые обладатели целых колёс, резко гудели фуры, шептались, хихикая, сосны. Как вдруг рядом с нами притормозил поношенный джип. Водитель, в отличие от своей машины, был совсем ещё не старый. Видно было, что он торопится, что мы со своим колесом-тряпочкой ему совсем некстати, но он остановился, открыл багажник в поисках нужных инструментов – и оттуда посыпались вещи. В основном это был детский транспорт: какие-то санки, коляски, ледянки, самокаты – все четыре сезона в одной машине. Наш спаситель чертыхнулся, начал разгребать эту кучу, с трудом нашёл, что искал, – и пошёл теперь уже к нашей машине, за запаской. Мама уже выгрузила книги, грибы и ягоды из багажника, и вообще мы с ней всячески проявляли готовность помогать и участвовать в спасательной операции. Мама даже завела с водителем подобие светской беседы, но он вежливо посоветовал заняться лучше сбором камней, которые он будет подкладывать под другие колёса, чтобы машина не завалилась набок. Мы с радостью стали подбирать камни – как древние египтяне или муравьи, выкладывали их на обочине, а спаситель придирчиво отбирал подходящие. Потом он поднял машину домкратом, поменял колесо и строго велел мне ехать до самого города «не больше восьмидесяти». Я бы и сама могла об этом догадаться, глядя на запаску – она выглядела намного тоньше других колёс и чем-то напоминала протез.
      От денег наш спаситель отказался, хотя мы совали ему их с усердием, достойным лучшего применения. И уехал, не дослушав горячих слов благодарности. Я вспомнила, как болгары отвечают на «спасибо» – «няма за какво». (Я тогда учила болгарский язык, поэтому он и всплывал у меня в памяти кстати и некстати.)"
      Это она же, Матвеева (в моей минимальной редакции).
    • Написано в феврале 2023 г.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      172
    • Всего записей
      1427

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...