Есть в костромских землях деревенька. Вернее была. Сейчас её покинули люди. Не будем выяснять причины этого, их много. Просто факт. Это нежилая деревня со всеми проявлениями заброшенности и разрушения. Печальная картина. Но мы пошли смотреть на на заброшенные, разрушенные и разграбленные дома. Целью нашего похода был только один дом.
Вот этот.
Внешне он ничем не отличается от других таких же опустевших домов, но он особенной.
В этом доме жил когда-то Деревенский Художник.
Ну, художник, это, пожалуй громко сказано. Обычный деревенский житель со всеми вытекающими из этого определения делами и обязанностями деревенского жителя. Работал в колхозе, трудился на своем огороде, сажал и убирал картошку, ухаживал за скотиной и… рисовал.
Воевал. Пришел с фронта, женился на девушке, ждавшей его все эти годы, растил детей и … рисовал.
Рисовал каждую свободную минуту.
В доме появились краски и кисти, подставка для холстов. Да, собственно, холстов и не было. Для своих работ он использовал всё, что подворачивалось под руку. Клеенка, фанера, картон, камышовые циновки, которые появлялись в сельмаге…
Рисовал всё, что видел вокруг, свою деревню, своих соседей, жену и детей. Выпускал в мир образы и существа, рожденные его фантазией.
Деревенские соседи стали забывать его имя и звали просто Художник, вкладывая в это прозвище ту снисходительность, которой наделяли всё странное что не вписывается в общепринятые рамки их деревенского бытия, совершенно не осознавая, что Художник меняет это бытие.
Он менял мир вокруг себя настолько, насколько это позволяли его умения и возможности.
Постепенно и его дом начал приобретать свое, самобытное лицо. Деревянные стены были оштукатурены и раскрашены. Расписан потолок.
На стене печи расцвели синие ромашки.
Двери этой деревенской избы приобрели некий флер классики.
Даже стенка на полатях, где зимой спали дети, а потом и внуки, приобрела свой рисунок и цвет.
Уже с первого взгляда видно, что Художник очень хотел создать свой неповторимый мир во всем. И в самодельном комоде и в этом тоже самодельном шкафе.
Он создавал мир, который был чужд его односельчанам и, возможно, подвергался насмешкам, ведь никто в деревне не взял с него пример и не изменил свою привычную среду обитания.
Шло время. Оно увело с собой Художника и его жену. Да и дети ушли к своим родителям. Постепенно деревня начала пустеть Некоторые дома покупали городские жители под дачи, но и эти дома теперь пустые. Сейчас все дома стоят заброшенные и разрушаются. И все дома были разграблены. Все. Кроме трех комнат этого дома.
В свое время, домом Художника стала владеть его внучка.
Вообще-то, слово «владеть» не совсем соответствует действительности. Да. Документально дом принадлежит ей, но она никогда не жила в нем. Да и не пригоден он уже давно для проживания.
На двери нет замка и всякий прохожий может войти в этот дом. И заходят. Сидят. Видно, что едят и пьют, но, практически, ничего не разрушают. Так же висит посудная полка, Одежду на гвоздях словно только что повесил кто-то из жильцов дома. Полотенце. Кастрюля на лавке. Всё это создает ощущение присутствия, словно ловишь на себе чей-то внимательный взгляд и не можешь понять чей. На полке в углу, вместо икон стоит фотография Деревенского Художника и его жены. И вдруг понимаешь, что это они наблюдают за тобой.
Все работы Деревенского Художника его внучка увезла в свой городской дом. Осталась только одна, которую он нарисовал на камышовой циновке и приклеил на стену коридора. Вряд ли этот человек был знаком с работами Пиросмани, но посмотрите, как же она перекликается с теми образами, что создавал гениальный грузинский художник- самоучка. Даже на поврежденной работе это хорошо видно.
Я не знаю, что оберегает это дом от вандалов, которые не пощадили другие дома этой деревни.
Может быть эта записка?
Хотя, вряд ли. Вряд ли, человек, который пришел грабить, прислушается к этой робкой просьбе. Но, тогда что же?
Может быть, уважение. Уважение к тому необычному, что никак не ожидаешь встретить в заброшенной глубинке. К тому миру, что создал этот деревенский мечтатель. И к той мечте, к которой он шел всю свою жизнь - быть Мастером.
Конечно, Время не пощадит этот маленький мирок, созданный человеком и всё это превратится в тлен, но, думаю что люди не приложат к этому свою руку.
Как могут, они берегут это необычное место.
Место, где всё еще живет душа Деревенского Художника.
Да и вода в колодце всё еще есть.
- 5
- 14
- 2 689
14 комментариев