- Ну, вот, очень хорошо... Шнуровочку поплотней подтянем... В шляпу еще не забудь розу воткнуть- и будет все просто шикарно,- сказала Иринка, оглядывая меня, облаченную в белую блузку с яркой вышивкой и длинный черный сарафан с широкой юбкой и узким жестким корсажем на шнуровке.
- Только ты в таком виде больше походишь на баварскую кельнершу. Пары кружек с пивом в руках явно не хватает,- не преминул отвесить комплимент мой благоверный,- На русский народный костюм все это явно не тянет.
- Ну, и ладно. Выйду на сцену, спою, а там никто особливо и присматриваться не будет. Не в джинсах же с футболкой на фольклорном фестивале выступать,- ответила я,- Лишь бы дождя не было.
Дожди за последние пару месяцев действительно всех уже утомили. Идут практически ежедневно. А тут должен был состояться 4-й межэтнический фольклорный фестиваль в соседнем селе Лозарево. Нашу односельчанку Лейлу и меня снова попросили выступить на этом фестивале от русской общины нашего села. В прошлом году мы с ней уже выступали. Лейла, профессиональная актриса и танцовщица, исполняла фламенко, а я пела " Катюшу".
- Русских в селе полно, а отдуваться за всю общину опять вам с Лейлой придется,- веселилась моя приятельница Иринка,- Ну, ничего, сочиним тебе народный костюм... Еще надо насчет репертуара подумать...
Ирина когда-то работала костюмером в Москве в театре им. В. В. Маяковского и "сочинение " костюма взяла на себя.
Основательно покопавшись в развалах секонд- хенда на турецком рынке в Карнобате, она обнаружила вот этот сарафан и блузку. Туфли и шляпа у меня имелись.
А вот с выбором песни было сложнее. Нужно было и чтобы я могла ее вытянуть без музыкального сопровождения, и чтобы болгары знали хотя бы мелодию.
Я даже на форуме с народом советовалась и с односельчанами эту проблему обсуждала.
В конечном итоге мы тут решили, что надо спеть " Алешу". Песня и про Болгарию, и про Россию, да и мелодия сравнительно несложная.
В том, что местом проведения межэтнического фестиваля коллективов художественной самодеятельности Бургасской области было выбрано именно село Лозарево, все вполне логично. Село большое, оживленное, живут там и болгары, и турки, и цыгане. Кстати, в последние годы появились и русские. Вообще-то сел со смешанным населением в округе сравнительно немного. Как-то традиционно сложилось, что православные болгары живут в одних селах, турки- в других, помаки - в третьих... Чисто цыганских сел, правда, нет. Цыгане живут в основном в городах, зачастую кочуют целыми таборами. Есть и оседлые цыгане, среди которых много вполне образованных и работящих людей. У нас в селе, например, тоже есть три цыганских семьи, с которыми все местные жители прекрасно ладят...
И то, что уже четыре года в Лозарево проводится межэтнический фестиваль, знакомящий людей с культурой и традициями своих соседей других национальностей, мне лично очень импонирует. Тут все правильно. Особенно после того, как почитаешь бесконечную ругань в Интернете - насчет " ватников", " укропов", " колорадов" и " бандерлогов", после которой хочется элементарно помыться...
Да и вообще, когда переезжаешь жить в другую страну, надо как -то стараться влиться в местную среду, участвовать в общественной жизни, учить язык, общаться с людьми, которые тебя повседневно окружают. Можно, конечно, обойтись и без этого, создав свой " микромир" и в нем замкнуться.. Но тогда это будет не полноценная жизнь, а фальшивая, искусственная. Мне так думается...
С погодой повезло. День 14 июня был ясным и солнечным. Вечер- тоже.
В половине седьмого вечера мы уже были в Лозарево. На площади перед тамошней библиотекой " Светлина" уже были расставлены скамейки для зрителей, здание библиотеки - празднично оформлено, неподалеку стояли автобусы, на которых приехали участники фестиваля и зрители.
- О, какая ты красивая!!!- заценил мой костюм встреченный в толпе зрителей Илия, знакомый цыган из Лозарева. Его жене тоже понравилось, как я одета.
- Посмотри, там, на газоне костер разожгли. Нестинары будут на углях танцевать,- шепнула мне Иринка, успевшая разузнать программу фестиваля.
-" По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу, дороге нет конца"...- чисто и звонкоголосо запела по- русски девчушка лет восьми из Сунгурларе.
Фестиваль начался.
Песни в исполнении Аллы Пугачевой здесь любят. Несмотря на то, что она развелась с Филиппом Киркоровым.
Наш Подвис в программе фестиваля числился под номером 13.
Ладно, я не суеверная...
Подъехали наши из Подвиса - Лейла с мужем Димой, Света- мурманчанка, кметка Ирина Джендова, библиотекари Цонка и Чанка, еще знакомый люд.
Мест на скамейках, конечно, для всех не хватило, усадили туда инвалидов, пожилых женщин и мужчин, а все остальные смотрели стоя...
В целом программа фестиваля не слишком отличалась от прошлогодней. Не было детского каракачанского ансамбля, зато было заявлено исполнение индийских танцев детским коллективом из Сунгурларе и девчушки в ярких экзотических костюмах и своеобразных украшениях мелькали среди зрителей.
Босоногие гибкие девочки - цыганки из города Средец зажигательно крутили бедрами, позванивая монетами, нашитыми на ярко- красные юбки...
Вальяжно танцевали пожилые турчанки, облаченные в белые блузки, бархатные объемные шаровары и строгие жилеты, расшитые серебряным и золотым люрексом...
Весело отплясывали, с притопами и прихлопами, болгарские народные ансамбли из Лозарево и Сунгурларе... Я теперь уже даже немного стала различать по костюмам и особенно рисунку фартуков, кто тут из какого села...
- А наши девочки самостоятельно не умеют правильно одевать подвисский женский народный костюм, особенно головной убор замужней женщины,- с грустью сказала Цонка,- Время идет, традиции теряются, а я ведь не вечная...
- Надо просто все сфотографировать поэтапно и записать,- предложила Иринка, - Ладно, после поговорим, как все это устроить
Пахло дымом от костра нестинаров, жареными на скаре кюфтетами с чубрицей, сидели мужчины, потягивая пиво, возле соседней бирарии, откуда хорошо было видно все, что происходит на концертной площадке. Гремела музыка и иногда к танцующим самодеятельным ансамблям присоединялись все желающие и вместе отплясывали.
" Алешу" я спела добросовестно. Было, конечно, заметно, что подпевали мне только пожилые люди. Молодежь эту песню не знает, это очевидно.
А вот искрометное фламенко в исполнении Лейлы Челидзе публика приняла с восторгом... Ну, еще бы...
Уже темнело, все приустали, но терпеливо ждали выступления нестинаров. Кметка Ирина Джендова и ее приятельница принесли для всех наших пива и горячих кюфтет, мы подкрепились...
А потом пошли к догорающему костру.
Вокруг костра плотным кольцом уже устроился народ, усевшись на траве и отпуская различные шуточки- преимущественно в адрес мужчины лет пятидесяти в белой рубашке, черных брюках и красном широком поясе, затянутом вокруг бедер.
Мы с Иринкой тоже уселись на траву и стали ждать. Нам хорошо было видно, что происходит возле костра.
Есть что-то завораживающее в живом огне. Костер уже почти догорел, упала темень и было видно, как угли подергиваются сизым пеплом.
Потом начался салют. Ракеты где-то совсем рядом взлетали, рассыпаясь множеством разноцветных звездочек и искр...
Затем вокруг костра стали танцевать хоро- традиционный народный болгарский танец. Кто-то был в обычной летней непритязательной одежде, кто-то в народных костюмах.
И вот вышли двое- с волынкой и бубном. Все притихли.
Зазвучала мелодия- ритмичная, немного заунывная и, наверное, древняя, как болгарская земля и окрестные горы.
В ней было что-то языческое и будоражащее...
Нестинар, над которым только что подшучивали зрители, граблями разбросал угли от прогоревшего костра по заранее очерченному большому четкому кругу. Закатал брюки почти до колен. Потом принял из рук немолодой женщины икону, поцеловал, отдал назад...
Вошел в огненный круг и начал танцевать на горящих углях...
Впрочем, танцем в полном понимании этого слова его движения назвать было б трудно.
Двигался он на внешней стороне ступней и, естественно, выглядело это все довольно косолапо...
Но все равно впечатляло необыкновенно... Особенно когда он взял на руки девочку лет семи- восьми и с ней на руках прошелся над жаром...
Потом, как водится, началось настоящее домашнее веселье. Все пожимали руки нестинару, а особо впечатленные местные мужчины начали тоже пересекать тлеющие угли разбросанного костра- но только в обуви, не слишком заботясь о состоянии подошв своих ботинок после этого мероприятия...
- Двадцать первого июня в Подвисе будет сбор. Выступишь с песней?- спросила меня потом Цонка.
" Сбор"- это день села. Когда съезжаются все дети, внуки, правнуки... Все выходцы села, где бы они не жили.
- Конечно, спою,- ответила я.
Наверное, надо будет опять подумать над репертуаром. Что- нибудь эдакое... Типа " Крутится- вертится шар голубой " из " Юности Максима"...
Или посмотреть в Интернете насчет русских народных песен.
А костюм я надену тот, что Иришка для меня сочинила.
Говорят, что мне он очень идет.
-
5
- 17
- 3 594
17 комментариев