(продолжение
Начало в "Софрата ч. 1" :D) bglife.ru/entries/1786/edit-entry
- Написала пояснение, потому что, прочтя вторую часть, некоторые "звонят" в личку и спрашивают:
- А где начало?
... Праздник явно имеет языческие корни и берет начало от праздника в честь бога Диониса. Возможно, здесь на Софрате, вдали от любопытных взоров и устраивали древние фракийцы все эти обряды и мистерии.
Я огляделась. Действительно, густая стена леса отгораживала Софрату от всего мира, приглушая звуки. Да и удаленность от поселений оберегала её от взоров непосвященных. …
Я стряхнула с себя это странное видение и вдруг осознала, что не слышу пения птиц. Когда мы шли по лесу к скале, птицы были слышны. Но здесь, на плато, их нет. Странно… А странно ли? Значит, есть какая-то причина, по которой птицы избегают прилетать на это место...
В 5-й книге своей «Истории» Геродот описывает погребальные обряды фракийцев. Он писал, что простолюдина сразу предавали земле, а вот знатного представителя племени сжигали на огне. Можно предположить, что Софрата являлась местом кремации усопших, и в скальном углублении мог полыхать погребальный костер, а на возвышении, под развевающимися на высоких шестах штандартами рода располагались родственники и жрецы.
Из этой емкости что-то должно было стекать в большой желоб. За рукой Михаила видно, что желоб искусственно углубляли.
Я снова обошла бассейн. Нет, он не был предназначен для накопления жидкости. Для стекания, омовения чего-либо - да, похоже. Возможно, дожди должны были смывать пепел от погребальных костров. Но тогда можно предположить, что недалеко от Софраты могут быть захоронения представителей племенной знати. Вряд ли ради простых членов сообщества будут разжигать священные костры в святилище.
Действительно, десяток курганных некрополей, связанных с жизнью фракийцев 5-4 веков до нашей эры, были найдены недалеко от Смядово.
А в 2000 году, там же, в общине Смядово, была открыта знаменитая Тракийская гробница, которую датируют 4 в. До н. э. На ней имеется надпись - единственный пример эпиграфики того периода в Болгарии.
Но Геродот упоминает и о состязаниях, проводимых на территории святилищ в честь умершего. Если предположить, что так оно и было, то погребальный костер полыхал в другом месте, а углубление на Софрате могло служить ареной, например, для борцов, со зрителями на высоких бортах.
- Посмотрите, - позвала Аля. - Потрогайте этот камень. Мне кажется, или он и правда теплый? Заметно теплее других камней.-
Мы начали дружно щупать камень. Даже 8-и летний сын Михаила Ваня приложил к камню свою маленькую ладошку.
- Те-е-еплый.
Я долго с сомнением трогала камень. Сравнила с соседними. Точно. Он был заметно теплее. Странно... Да и отличается он от других необычно ровными гранями. Нет, это не просто валун, явно блок, форма которого была создана искусственно. Его края до сих пор не утратили своей остроты. Вполне возможно, что здесь находились и искусственные сооружения, но лишь несколько блоков сохранились на поверхности.
…Фракийцы верили в бессмертие души, боготворили возрождающуюся природу, приносили в жертву животных и вполне возможно, что Софрата служила местом проведения религиозных обрядов, связанных с жертвоприношением, и выемка в скале предназначалась именно для этого. Кстати, любая жидкость, попавшая в «бассейн», не задерживаясь, стечет по наклонной плоскости и беспрепятственно впитается в землю за ней. Кроме того, видны желоба, идущие в сторону от выемки и один глубокий, вырубленный вдоль неё.
Кроме того, мое внимание привлекла глубокая треугольная выемка в скале, явно имеющая искусственное происхождение. Жидкость, наполнявшая ее, перетекала в большой желоб, над которым тоже потрудились люди, и утекала не то в бассейн, не то в сторону от него. Сейчас трудно с уверенностью сказать это, так как за многие века наклон плато мог измениться. Но что за жидкость скапливалась в этой емкости? Молоко. Мед. Или… кровь..?
Некоторые желоба очень глубокие, а некоторые, наоборот, мелкие, но у всех хорошо видны следы их искусственного происхождения.
Несколько лет назад, по инициативе бывшего кмета Смядово доктора Севи Севева были проведены измерения, которые показали высокие геомагнитные излучения на Софрате. Намного мощнее, чем даже возле Мадарского всадника.
То есть, здесь на небольшой, в общем-то, территории, как и на территории всех древних храмов, энергия явно отличается от окружающей местности. И я это почувствовала на себе. Но не буду описывать свои субъективные ощущения, скажу лишь, что пренебрегла советом Михаила выключить телефон во избежание неожиданных последствий. Решила проверить и… поплатилась за свое любопытство. Оба моих телефона действительно выключились. Один послушно включился, но ненадолго, минут через пять снова потемнел экран. Нормально заработал он, только когда мы покинули Софрату. Второй телефон пребывал в «коме» еще несколько дней. К слову сказать, телефоны отключились и у других участников «экспедиции».
Гуляя по этому мини-плато, я обратила внимание на знаки, высеченные на его плоскости в стороне от «бассейна».
Это три круга диаметром с метр каждый, расположенные пирамидой. Я все кружила и кружила возле них, не понимая, почему не могу уйти. Наконец, поймала себя на том, что невольно ищу большой круг, объединяющий три малых. Четвертого, большого круга я не нашла. Возможно, время стерло его, а может, его и не было. Но, как бы то ни было, три круга, выстроенные пирамидой – один из древнейших знаков в мировой культуре. Впервые об этом знаке упоминает Аристотель, как о символе, через который высшая Иерархия управляет земными процессами - образованием языков, культур и этносов. Но где Греция и Аристотель, и где фракийцы и Софрата? А собственно говоря, действительно, где? Аристотель – второй век до нашей эры. От Митилин, где он жил, до Смядово километров 700-800. Я не знаю, когда возник на Софрате древний знак, могу только предположить, что не ранее того времени, как его обозначил Аристотель, но и это не факт, ведь этот символ встречается практически во всех древних мировых учениях. Его находят и на Гималаях, и в Индии, и в древних символах кельтов.
И вот - Софрата. Не думаю, что это единственное изображение этого древнего символа, но, возможно, первое на территории Болгарии.. В индуистской мифологии этот знак олицетворяет чудесный камень Чантамани, который исполнял любые желания людей, чистых сердцем. То есть вполне возможно, что здесь, на Софрате я вижу некий магический талисман, призванный, говоря терминологией современных оккультистов, изменять «энергетику» того места, в котором он находится. Хм… не эта ли сила выключила мои телефоны?
Казалось, время остановилось на Софрате. Солнце с зенита заметно склонилось к западу, а мы все кружили и кружили по плато, надеясь увидеть что-то новое, осознать что-то необычное. Правда, все медленнее и медленнее, чаще присаживаясь не то отдохнуть, не то вслушаться во что-то. Даже Ваня присел в задумчивой позе.
На краю плато я нашла еще одну треугольную выемку. Маленькая сосенка пытается прижиться в ней. Не думаю, что ей это удастся.
. Так что же такое Софрата?
Обсерватория? Храм? Место погребения или место проведения тайных мистерий?
Вряд ли мы узнаем это доподлинно. Но то, что это место и в наши дни является необычным, таинственным, несущим в себе тайны Истории, Времени и Пространства, - совершенно точно.
Часть фотографий дала мне Аля. Спасибо, выручила.
- 5
- 16
- 5 264
16 комментариев