Начало - bglife.ru/entries/1650/
.. Ирина долго молчала. Положила на круг новую порцию глины.
- Об этом часто спрашивают. Что общего между журналистикой и керамикой? Не страшно ли было? И почему Болгария? Что сказать. У меня не было кризиса в работе, но появилось ощущение, что я что-то не добираю в жизни. Журналистика - тоже творчество, но меня влекла керамика. С детства я рисовала и лепила. – Тихо жужжал гончарный круг. Из комочка глины появлялись и исчезали какие-то неясные формы. Это жужжание и изменчивость земной плоти завораживали, создавали ощущение нереальности происходящего.
- Меня всегда тянуло к гончарному кругу. Восхищали теплые, какие-то живые изделия японских мастеров. Используя, так сказать, служебное положение (в то время я работала редактором журнала), устроила интервью с известным омским гончаром – для статьи в свое издание. Естественно, уселась за круг, и… мой мир изменился. В тот, первый раз, конечно же, у меня ничего не получилось, но я встала из-за круга, нет, не другими человеком, но с другими жизненными целями. Было огромным удовольствием «растить» горшок из невзрачного куска глины. Я действительно ощутила себя волшебницей. И стала учиться - у разных мастеров. А когда поняла, что не ошиблась в своем выборе, встал вопрос – а что дальше? Где найти время? И как же привычная и стабильная работа? Возможно ли совместить эти два направления? Я понимала, что вряд ли сумею сделать это.
- Да. Любое творчество не терпит измены. Я знаю это. Когда-то я изменила живописи, и она не простила мне этого. И керамика не исключение. Кроме того, она требует немалых затрат. И финансовых, и временных. Далеко не каждый художник или мастер может позволить себе творчество только ради творчества. Нужны заказы, рынок сбыта, наконец. Кроме того, я знаю, что в прикладном искусстве очень большая конкуренция. Новичку, далекому от всей этой «кухни», очень трудно пробиться.
Руки Ирины замерли на круге.
- Да, это так. И это заставило меня искать выход из создавшегося положения. Я не могу заниматься керамикой в квартире. В Омске, где я жила в то время, не было хорошей глины, практически нет рынка сбыта, а печь для обжига так дорога, что я даже и мечтать о ней не смела. Кроме того, я все больше ощущала, что сибирский климат начал истончать мое здоровье. И именно в Болгарии для меня сошлось всё - климат, море и солнце, менталитет, созвучный с моим, язык. Материальные возможности, позволяющие купить дом и создать мастерскую с хорошим оснащением – с гончарным кругом и печью для обжига. Болгарский мастер очень помог мне – научил разным техникам, сделал оборудование для мастерской. Я получила здесь поддержку и помощь. Вообще, я недавно поняла, что здесь, в Болгарии, за два года у меня появилось больше друзей, чем дома за всю жизнь. И это не странно. Переехав в Болгарию, люди становятся спокойнее, добрее и открытее.
-О! Смотри, у тебя получилась чашка… или это … что ты слепила, Ира?
Ирина с сомнением посмотрела на изделие на гончарном круге. Потом решительно смяла его.
-Это ошибка. Хорошо бы и в жизни мы могли так же легко убирать свои ошибки и идти дальше.
-Угу. Хорошо бы, но... Ира, твои композиции и рисунки на тарелках – откуда они? Сначала я подумала, что это русская птица Сирин, сейчас вижу, что ошибалась. У этих композиций есть связь с болгарской культурой и историей?
- Самая прямая. Лев-символ Болгарии.
Орел – символ царской власти. Видишь, у него на голове корона. Это копия рисунка с посуды, найденной при раскопках в Велико-Тырново на месте царского и Патриаршего дворцов. Посуда знати несла в себе не только функциональность, но была и статусной, что подчеркивалось рисунком и цветом. Мне очень нравится делать вещи в стиле болгарского Возрождения. А еще – экспериментировать – с формой, цветом, различными глинами.
Керамика – целый космос, ее можно изучать бесконечно. Вот, например, сейчас вникаю в технику росписи фарфора и изразцов. Хочу облицевать свой камин такой красотой! Уже и заказчики появились на изразцы – в Болгарии многие не представляют свое жилье без камина. Температура моей печи позволяет обжигать фарфор. Кстати, идем, покажу ее.
Мы вышли во двор и пошли к открытой с одной стороны веранде. Я недоуменно уставилась на каменное сооружение в углу.
- Но как же ты в этом обжигаешь керамику?
- Так это же камин,- засмеялась Ирина. – Вот она, моя красавица! – Она погладила блестящий бок металлической «бочки» и подняла крышку. Я удивилась толщине стенок и чистоте внутри. Оказывается, печь была электрической.
В душе шевельнулся маленький ежик разочарования. Мне рисовалось чуть ли ни шаманское действо, с открытым огнем и дымом. Я сказала об этом Ирише, и она весело расхохоталась.
- Представила, как я прыгаю с бубном вокруг печи, выкрикивая заклинания! Ох! Бедные мои болгарские соседи! Вот, смотри. Это после последнего обжига, еще без глазури. А этот рисунок сделан в стиле сграффито, - процарапывание. Предметы, декорированные в этой технике, были обнаружены при раскопках фракийских поселений 4-6 веков до нашей эры. Естественно, керамика была еще без глазури, но посмотри, как интересно и необычно это смотрится.
Я взяла в руки чашечку. Действительно, если затереть ее пылью и прикопать где-нибудь на раскопках, неискушенный человек вполне может принять ее за старинную.
- Ириш, я видела у тебя тарелки не только с геральдическими символами орлов и львов, но и с черепахой, сделанной в необычной манере. Что это?
- А-а. Да. Это поиски, эксперименты. Глина очень благодарный материал, для этого. Очень податлива мыслям и пальцам. Может быть, поэтому так много художников влюблены в нее.
Это тарелка после первого обжига.
А здесь она же, но уже после второго обжига.
Я долго рассматривала Ирины работы, удивляясь, с какой материнской нежностью она рассказывает о них. Что означает эта композиция. Почему такой цвет.
Для создания японской керамики нужна специальная печь. Ира уже освоила эту технику.
После обеда мы встретились с Алей и Мишей, и они подарили мне удивительное место –Софрату. Древнее святилище, где сами собой выключаются телефоны. Я убедилась в этом. Проверила на своих.
Я осталась у Ириши еще на одну ночь, а на следующий день поехала в Великий Преслав, где восстанавливают комплекс королевского дворца. Долго бродила по развалинам, познакомилась с археологами, которые позволили мне смахнуть кисточкой пыль с осколка керамики, на котором я увидела часть процарапанного рисунка, как на Ириной чашечке. Сграффито.
Довольно поздно я выехала на дорогу, ведущую в Бургас. Мелькнула мысль - остаться в Смядово еще на одну ночь… мм… нет, пожалуй, не стоит. А то будут говорить обо мне – Галлат, не к ночи будь помянута. Поеду в свой Эмиральд.
Удачи тебе, Ириша. Пусть твоя любовь к этой земле будет ответной.
А вот такую красоту Ириша учится делать сейчас. Это одна из первых ее работ.
-
- 5
- 25
- 4 832
25 комментариев