Перейти к публикации

Плавно переходим на другой форум

Ждем Вас по ссылке ниже

Подробнее

×

Магические практики здоровья и целительства

BgLife

Здоровье и плодородие... Это было самым важным для болгар, и не случайно им посвящены обряды, обычаи и народные предсказания.

0.jpg.373b13eed5457fc89e5f0bba25e41a49.jpg

Болгары соблюдали и ряд повседневных правил и запретов с целью привлечь защиту добрых сил и избежать контакта со злыми силами.

В тайны целительства были посвящены знахарки, гадалки и правильщики. Они пользовались особым уважением и почтением в обществе. А свои знания они передавали детям.

Какова природа болезней, согласно народным верованиям?

Какие целебные средства использовали некогда болгары?

Согласно народным представлениям, болезни – это невидимые существа. Их природа – сверхъестественна, но они обладают и рядом человеческих качеств – показывают предпочтение к определенной еде, любят, когда с ними разговаривают ласково и любезно. Чаще всего болезни появляются в женском образе. Обычно их описывают, как неряшливых, невзрачных существ с лохматыми и немытыми волосами. Они живут на краю света вместе с предсказательницами, лесными русалками и змеями. Там, „на краю света” находится и дворец Солнца. Или земной дом Бога. Он управляет всеми этими созданиями, живущими на пороге видимого и потустороннего мира.

Болезни приходят на землю, только если Бог пошлет их. Он дает им списки людей, которые болезни должны поразить или убить. Несмотря на то, что находятся под „прямым руководством” Божьей воли, болезни часто проявляют человеческое своенравие и раздражительность. Тогда они забывают о списках и начинают губить всех подряд.

Болгарский народ утвердил целую систему ритуальных практик, имеющих силу уумилостивить и прогнать прочь плохих „бабушек”, „тетушек” или „сестренок”, как еще называли болезни когда-то. Согласно народным верованиям, Господь посылал людям болезни за их грехи. До того, как войти в село, болезнь превращалась в пожилую женщину, приседала у источника, колодца или под большим деревом и ждала прохожего. Она разговаривала с людьми, расспрашивала о семьях тех, кто был отмечен в списке. А затем отправлялась работать.

Если в доме больного ее ожидала трапеза и дары, она отвлекалась на них. Хлеб, намазанный медом, вино и соль обязательно должны были присутствовать у изголовья больного. Пожилые люди рассказывают, что когда-то, когда наступали эпидемии, в каждом доме хозяйки приготавливали каждый вечер ужин со всем необходимым. На видном месте оставляли еще несколько важных вещей – новую рубашку, корыто с водой, расческу, мыло или белую глину. Когда болезнь придет и увидит корыто, сначала она вымоется, расчешет волосы и наденет чистую рубашку. Затем, поужинав и выпив вина, она раздумает губить больного и уйдет восвояси.

20758702_..jpg.31f1de173061ce4641cddd3f901620a5.jpg

Болгарские амулеты, Х в.

Для предохранения от болезней и всего плохого большую роль имела так называемая „контактная магия”. В болгарской традиции широко было распространено ношение амулетов. Приготовленные из лекарственных трав или разных магических веществ, они обеспечивали здоровье и защиту от болезней. Прикосновение к растениям, металлам и минералам с доказанными положительными качествами не только предохраняло от всяческих проблем. При продолжительном контакте с целебными предметами их качества передавались и человеку, который носил их.
Людей, распознающих болезни, называли гадалками, знахарками или ворожеями. В области целительства существовали умения и знания, которые были приоритетом только женщин-целительниц. Они передавали тайны своим дочерям. Если же у них рожались только мальчики, тогда они обучали первородного сына или того ребенка, который проявлял естественный талант к целительству. Когда к знахаркам обращались за помощью, они сначала „смотрели”, о какой болезни идет речь, откуда и от кого она пришла. Говоря на современном языке – ставили диагноз. Затем решали, в силах ли они справиться с лечением. Если задача казалась им невозможной, они отправляли человека к другой знахарке. А если могли помочь, то подбирали подходящие лекарственные травы и приготовляли настой.

Магию знахарки использовали очень редко – только если болезнь была наслана при помощи магии. Тогда они заговаривали болезнь – повторяли определенное количество раз словесные формулы установленного текста. Это заклинание имело целью прогнать или, по крайней мере, умилостивить болезнь. А тайные слова ворожеи передавали тем, кто наследит их практику. Словесная магия сопровождала определенные действия или движения, тоже имеющие магический смысл. Заговоры читались в соответствие с фазами Луны или движением Солнца от рассвета до заката. Для изгнания разных болезней предусматривалось разное время суток. Например, сильно плачущего грудного ребенка лечили заговором до рассвета.

Значение имел и пол больного. Заговор больному мужчине читали в ночь на понедельник или четверг, а женщине – в ночь на среду или субботу. Ворожея лечила на граничном месте – на пороге дома, на распутье или на мосту. Заговор читали три или девять раз.

Если болезнь была причинена злыми духами, больного лечили одновременно заговорами, кроплением и питьем настоев из лекарственных трав. Чтобы болезнь ушла из тела и больше никогда не возвращалась к человеку, целительницы использовали еще одно средство – зарок. Завершив лечение с заговором, кроплением, купанием и др., следовал ритуал зарока. Хозяйка дома месила свежий хлеб для болезни – это обрядовый хлеб со специальными узорами, пекла его в специальном глиняном сосуде, старясь, чтобы не было подгоревших мест. Затем мазала хлеб медом, клала на стол у очага, куда ставила и бокал вина.

Целительница отводила больного к порогу. Там он отвешивал низкий поклон, они возвращались к очагу, и целительница начинала кропить водой голову больного и говорить, обращаясь к болезни: „Эта еда для тебя, сладкая, медом намазанная. Поешь, попей и уходи. А этот человек (здесь называлось имя больного), во имя твоего и своего здоровья, зарекается не кушать больше мясо козы...” или „не мыть волосы по понедельникам”, „не работать в среду” и пр.

Зарок нельзя было нарушать ни в коем случае, чтобы плохое не вернулось к человеку. Продукты или действия, от которых должны отказаться больной или больная, определяла целительница. Никто не должен был знать до ритуала, чего он лишится до конца своей жизни. После обряда ворожея отламывала кусок хлеба для болезни, другой – для больного, а остальной хлеб делила между всеми, присутствующими на ритуале.

Совсем другой была роль правильщиков – людей, которые лечили переломы, вывихи или другие травмы. Обычно они были мужчинами, женщины встречались очень редко и, как правило, они были дочерями правильщиков. Об умениях самых искусных из них слагались легенды. И до наших дней в Болгарии продолжают работать правильщики, а деятельность некоторых из них признана официальными медицинскими властями.

Перевод Десиславы Ивановой, Радио Болгарии

Please sign in or register to post a comment.
  • BgLife

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...