Перейти к публикации

Сокольский монастырь в Габрово

Astery

Сокольский монастырь в Габрово - на меня произвел неизгладимое впечатление! Очень понравился, хочется еще ни раз туда съездить..

CIMG0779.thumb.JPG.9a7343c34b1fa202fb8522bb7b361095.JPG

CIMG0780.thumb.JPG.feaaf7fa6837658fd98920e1c194ca1c.JPG

Рекомендованные сообщения

  • 2 года спустя...
Марина_С
Сокольский монастырь в Габрово - на меня произвел неизгладимое впечатление! Очень понравился, хочется еще ни раз туда съездить.

[ATTACH=full]675[/ATTACH]

[ATTACH=full]676[/ATTACH]

Побывали и мы в этом красивом монастыре. Основан он в 1832-1833 гг. Иосифом Сокольским и монахом Агапием. Хотя есть версия, что монастырь был построен на месте храма, бывшего на этом месте в средневековье. В эпоху турецкого ига болгарские монастыри часто строились в горах – в труднодоступных местах, где можно было держать оборону, а в случае неудачи бежать в горы или укрыться в пещерах. Этот монастырь построен согласно такой традиции. Хотя сначала здесь стояла только церковь, высеченная прямо в скале, и освященная в 1834 году епископом Илларионом Критским.

Священнослужители жили в деревянном домике рядом с церковью. Некоторые из них были художникам-самоуками и и расписывали интерьер церкви и ее внешние стены, как, например священник Павел со своим сыном Николаем. А иконостас церкви расписали выдающиеся художники иконописной школы Тревненского стиля. Главная святыня храма - чудотворная икона Богоматери с младенцем письма Захария Зографа, к которой многие приезжают помолиться об исцелении больных детей. Территория монастыря ухожена, утопает в зелени. В центре расположен фонтан, построенный известным болгарским зодчим Колю Фичели. Есть предположение, что он же построил усыпальницу близ монастыря на месте, где турками были повешены 8 четников. В монастыре была школа для мальчиков, в которой преподавал известный болгарский просветитель Неофит Бозвели. Во время восстания в 1856 г. В монастыре находился штаб восстания, а во время русско-турецкой войны – госпиталь. Монастырь сначала был мужским, а в 1939 г. Стал женским, сюда пришли монахини из взорванного Габровского женского монастыря.

Интересна и немного печальна биография основателя монастыря Иосифа Сокольского. Родился он в 1786 г. В православной семье, при крещении получил имя Иван. В 18 лет уже был послушником Троянского монастыря и там же в 1806 г. Принял монашество с именем Иосиф. В 20-х годах 19 века Иосиф побывал на Афоне, откуда привез в Болгарию книгу жития болгарского святого Онуфрия Габровского. В 1826 г. Иосиф Сокольский был уже игуменом. Получается, что Сокольский монастырь Иосиф основывал, будучи архимандритом.

В те годы болгарская православная церковь находилась под сильным давлением греческой церкви. Как и все православные церкви Османской империи болгарская подчинялась константинопольскому патриарху. А поскольку Константинопольские Патриархи были греческого происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с другими православными народами Османской империи. Шло насильственное насаждение греческого языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнославянского языка из богослужения, на высокие церковные должности назначались только греки. (Хотя в первые века османского владычества между болгарами и греками не существовало вражды по этническому признаку; известно много примеров совместной борьбы против завоевателей, в равной степени угнетавших православные народы. Так, Тырновский митрополит Дионисий (Рали) стал одним из руководителей подготовки 1-го Тырновского восстания 1598 года, была в Болгарии тогда и тайная организация, в которую входили десятки как духовных, так и светских лиц.)

И вот в середине 19 века стамбульские болгары организовывают движение за унию Болгарской церкви с Римом в качестве альтернативы подчинения греческому патриархату. Иосифа Сокольского, как сторонника независимости болгарской церкви от греческой, и имеющего высокий авторитет среди православных болгар, также было решено привлечь к этому движению, В конце 1860 г. Пишется просьба римскому папе о создании болгарской греко-католической церкви и установления для нее церковной иерархии. Просьбу от имени 3000 болгар подписывает Иосиф Сокольский, едет в составе болгарской делегации в Рим, откуда в марте 1861 г. Возвращается уже в сане униатского епископа и назначается апостольским викарием для болгарских униатов. Но уже через несколько месяцев понимает, что совершил ошибку, приняв униатство. Да и большая часть болгарского населения унию не признала, а продолжала борьбу за автокефалию своей церкви. Летом этого же года Иосиф Сокольский на теплоходе «Эльбрус» прибывает в Одессу, откуда направляется в Киево-Печерскую лавру. Есть несколько версий этого события. По одной из них Иосиф, испугавшись того, что совершил, бежал из Болгарии, боясь мести, по другой же, Российские власти, опасаясь в результате образования унии в Болгарии потерять влияние на болгарские церковные круги, поручили разработать план похищения русскому посланнику князю Лобанову-Ростовскому, который и организовал похицение Иосифа Сокольского.

Добровольно или под принуждением, Иосиф Сокольский пребывает в Киево-Печерскую лавру, и сразу пишет прошение в синод с просьбой снова присоединиться к православию и вскоре получает сообщение о положительной реакции на его просьбу. Но было одно "но": нежелание руководства российского духовенства портить отношения с Константинопольским патриархом. Поэтому Синод обратился к последнему с просьбой о прощении вины Иосифа Сокольского. Дело это растянулось на многие годы…

Не подозревавший о таком исходе Иосиф решил в Лавре налаживать хозяйство. Он обратился к Киевскому митрополиту Арсению с предложением устроить на землях Лавры виноградник для производства вина. Митрополит согласился, и для Иосифа создали отдельный хутор, который стали называть болгарским. Как дальше продвигалось дело развития виноградарства на Болгарском хуторе неизвестно, но, видимо, оно оказалось недолговечным.

К церковной службе Иосифа Сокольского как униата не допускали. А вот материально он был обеспечен. Ему было назначено содержание и питание как монаху высшего ранга.

После десяти лет такой жизни теперь уже Русское правительство решило использовать Иосифа Сокольского для своих целей. После присоединения Польши к России уния была ликвидирована во всех западных провинциях, кроме Холмщины. Четыре раза посылают Иосифа Сокольского в Холмщину, где духовенство торжественно встречало его, несколько раз Иосиф служил в местном соборе как униатский епископ. На поездки русское правительство выдавало крупные суммы денег, самому Иосифу вскоре был пожалован орден Святой Анны первой степени — "за оказанную важную услугу". И вскоре холмское духовенство обратилось с просьбой о присоединении к православию, а в 1875 году уния в Холмщине была ликвидирована. А Иосиф снова и снова пишет просьбы о возвращении в лоно Православной церкви: "Сделанная мною… ошибка владела моим духом самое короткое время. Я почти тотчас по возращении из Рима стремился возвратиться к родному мне православию". Однако никаких официальных ответов на просьбу Сокольского неизвестно, Константинопольский патриарх, видимо, так и не изменил своего решения.

В ожидании прощения Иосиф жил еще три года то в Лавре, то на Болгарском хуторе. Умер он в 1878 году. Перед кончиной исповедовался и причастился по чину Православной церкви. Могила Иосифа Сокольского существовала еще в начале минувшего века, затем была забыта и заброшена. Домик же Лавра сначала сдавала дачникам, а затем он был разобран и перенесен. Хутор остался, и позднее его стали называть "болгарскими огородами", но мало кто знал истинное происхождение этого названия.

Марина_С

Несколько фото Сокольского монастыря.

И прошу прощения за ошибку. Икона Божией матери написана не Захарием Зографом а Христо Цокевым, который, кстати, учился живописи в Московском училище.

C1.jpg.9b0e89837ac940f9b62ce20867819c60.jpg

C2.thumb.jpg.a7fe73437b632265e24411fed809f3ee.jpg

C3.thumb.jpg.e103939e189701631dd4010bebd6123f.jpg

C4.jpg.acd2a88e329b3b087d22d96e5d693099.jpg

Наверх
  • Создать...