Перейти к публикации

Легенды Болгарии

Бадабока
  • · 2 минуты на чтение

Когда Господь создавал Землю, Он собрал все народы, чтобы раздать по кусочку земных благ. Швейцарцам дал горы, норвежцам озера и фиорды, русским поля и леса, арабам пустыни... А возле Его престола сидел дьявол, отщипывал от каждого подарка по кусочку и клал себе за пазуху. Болгар, прознав что Господь раздает такие богатства, решил немножечко схитрить и задобрить Бога подарками, чтобы достался кусочек получше и пожирнее. Поднял весь дом на ноги собирать корзину с подарками. Зарезали барашка и зажарили на вертеле, жена испекла пышный каравай, наполнили большую бутыль тягучего красного вина, отрезали добрый ломоть белоснежной брынзы, а сверху наложили свежих фруктов и овощей. Нагрузился болгар и со всех ног помчался к небесному престолу преподнести свои подношения. Приходит и видит - Господь сидит, подле его ног дьявол калачиком свернулся и вокруг ни души.

- Господи, вот, прими мой скромный дар. Все своим трудом добыл, в поте лица. Не откажи принять подарок из моих рук. И дай и мне, как и другим, что тебе сердце подскажет.

- Спасибо тебе, человече, - отвечает ему Господь - Хороши твои подарки, по душе мне твои подношения, но все уже кончилось. Нечем мне тебя отдарить. Очень уж запоздал ты.

Загрустил болгар. Как же так, столько трудился, так хотел покрасоваться своими достижениями, Бога задобрить, да и получить что-нибудь получше, а оно... Выходит если бы не возился с подарками, может что-то ему и перепало, а теперь остался ни с чем.

Увидел Бог грусть на лице болгара и жалко стало его. А ведь и правда, все получили свои богатства за одно "спасибо", никто не догадался отблагодарить чем-нибудь Бога. Один болгар постарался, а ему ничего и не досталось. Вдруг осенило Господа...

- Сатана, а ну доставай то, что ты воровал из подарков.

Дьявол хотел было улизнуть, но Господь ловко поймал его за хвост, труханул легонько и посыпались кусочки земных благ из-за дьявольской пазухи. Взял все это Господь и подал болгару.

- Вот, человече, бери и пользуйся себе и другим во благо. И да будет благословенна земля твоя! А за то, что подарки принес, вот тебе особый дар - вода лечебная, от всякого недуга.

Взял болгар Божий подарок и прижал крепко к груди. А подарок щедрый, все там было. И поля, и леса, и озера, и горы, и луга, и море, и пещеры, и даже крохотный кусочек пустыни. Один лишь изъян был у того подарка. Так как все побывало у дьявола за пазухой, потому до сих пор нет-нет да и выскочит какая-нибудь чертовщинка в Болгарии среди всего этого блага. А за то что далась эта благословенная земля таким трудным и чудесным образом, болгар свято чтит ее и любит всей своей душой. И где бы ни был, всегда знает, что лучше его страны нет в мире.

  • 15
  • 4 426

15 комментариев

OlegSPB

Хоошая легенда, а главное поучительная. А что за "чертовщинка иногда выскакивает"?

Стриж
Хоошая легенда, а главное поучительная. А что за "чертовщинка иногда выскакивает"?

Может быть, это - те небольшие землятрясения?

Бадабока

Речь не о землятрясениях, отнюдь. Есть одна очень хорошая поговорка "Хубава работа, ама българска" :) Вроде бы все хорошо, а вдруг раз и выскочит какая-нибудь дебильная закавыка, которая может поставить все с ног на голову. Думаю, что кто живет подольше в Болгарии, понимают :)

OlegSPB

А в ближайшее время не намечается "дебильная закавыка"? А то мы апартамент хотим купить в этом году. Лучше бы не надо, у нас этого добра и в России достаточно

Cooltg
А в ближайшее время не намечается "дебильная закавыка"? А то мы апартамент хотим купить в этом году. Лучше бы не надо, у нас этого добра и в России достаточно

Я уверена, что "дебильная закавыка" (классное выражение кстати) может появится только в том случае, если вам не надо этого делать, а если это ваше - никаких препятствий не будет, доверяйте себе и провидению:)

Бадабока

Cooltg абсолютно права. Если не заморачиваться на мелочах и не тащить "свои уставы в чужой монастырь", Вы познакомитесь с особой Болгарией. Не той, что для туристов, а той, которую со временем сможете назвать "Моя Болгария". У каждого она своя, красивая в одном и уродливая в другом. Но для тех, кто приходит сюда не со списком претензий к "хорошей" жизни, а с открытой душой и желанием узнать страну и жителей, Болгария всегда становится вторым домом, зачастую самым желанным местом, где чувствуешь себя хорошо и куда всегда хочется возвращаться.

Думаю, что это относится не только к Болгарии, а к любой стране в мире, даже к городу. Мне очень нравится Швейцария, но мне там неуютно. Бывала во многих местах в России, от Питера до Кавказа, но красивее и милее донских степей весной, с дурманящим запахом диких тюльпанов - для меня нет. Болгарию знаю оооочень хорошо, нет города, нет мало-мальски интересного местечка для туризма, где бы не бывала, но когда я в Гела и Широка лыка, знаю, что это "Моя Болгария". Вроде горы как горы, пастбища как и везде, сосновые леса, ручейки, дорожки, ничего особенного, но... Это не мешает мне возмущаться бестолковыми властями (а где они толковые?!), плохими дорогами, некорректности в обслуживании и т. Д., и т. П. А разве нельзя сказать то же о любой стране?

Как говорится в болгарской пословице, не ищите под быком теленка и все Вам будет хорошо. Вот правда еще надо разобраться, где тут быки и где коровы ;)

OlegSPB

=Бадабока=

Красиво сказано!

Спасибо

Lucien
когда я в Гела и Широка лыка, знаю, что это "Моя Болгария".

Широка Лыка оооочень красива) :thumbsup:

А дома - особенно из камня - загляденье)

Вроде все так просто, лаконично, ничего - сероватый камень, темное дерево, белый цвет стен... Никакой пестроты, но - удивительно гармонично и нарядно) И дома производят впечатление воздушных и легких...

А в сочетании с зеленью хвойных лесов на горах - просто завораживает)

В общем, болгарские архитектурные традиции прекрасны) :)

Бадабока

Проснулись однажды жители древнего города Круни (самое старое известное нам имя Балчика, означает "место ста источников") и увидели страшную картину - на месте половины города плескалось море. Крики, плач и вопли разнеслись по белокаменному городу - брат потерял брата, дочь не найдет мать, отец потерял сына. И каждый задавался вопросом "За что боги так на нас разгневались? Чем мы не угодили им?". Жрецы приносили жертвы на олтари богов, но ответа не было и не было. Одни винили во всем имя города, мол вода нас и настигла. Другие судорожно собирали домашную утварь и уезжали подальше от этого места. Третьи давали обеты, делали богам богатые подарки, лишь бы не постигла их страшная участь. И вдруг... Однажны утром на берег выбросило статую бога Диониса. Конечно же любому жителю стало ясно каков ответ богов, кому надо им поклоняться, чтобы более не случалось с ними трагических событий и катастроф. Это чудесное событие сразу решило проблемы древних жителей Балчика (нам бы их проблемы) и по единодушному решению всех жителей Круни был переименован из города ста источников в город Диониса - Дионисополисом. И раньше в окресностях белокаменного города выращивали виноград и делали хорошие вина, но с тех пор как поклонниками веселого бога стали все горожане, слава вин Дионисополиса разнеслась далеко за пределы Тракии аж до наших дней. Если не верите, зайдите в Королевский винный погреб к Ани и попробуйте ее вина. :)

vlad23

Очень здорово. А главное весьма душевно. Очень.

OlegSPB

До погребка Ани далеко, но летом попробуем

Astery
До погребка Ани далеко, но летом попробуем

Туда обязательно стОит съездить, но если вдруг так и не добрались, то это вино можно и заказать через сайт - queenswinehouse.com/index.html

Мне особенно нравится их вино Regina - нигде больше такого нет:thumbsup:

Бадабока

А мне "Дукеса" очень нравится ()>

Бадабока

О нестинарах есть немало легенд, но эта мне больше всех нравится. Эта история наиболее точно показывает болгарский дух и то, неподдающееся описанию, что помогло выжить пять веков османского рабства.

В те дальние века, когда Стамбул был Константинополем, в небольшой деревне среди холмов Странджи с содержательным именем Българи, жила обычная женщина. У нее была семья - любимый муж, дети, уютный дом, построенный своими руками, небольшое хозяйство. Все было хорошо - плодородная земля давала плоды, детки росли здоровыми, стадо овец росло с каждым годом, вот только мать приболела и женщина собрав котомку с продуктами и оставив хозяйство на старших детей, отправилась в соседнюю деревню навестить маму. Проходящие путники рассказывали об османцах, которые вершили страшные дела, нападали на болгарские села, убивали всех подряд, но это казалось чем-то нереальным и далеким, хотя и пугало. Повидав мать, которая шла на поправку, женщина отправилась домой. На полпути вдали увидела клубы черного дыма и это заставило ее побежать. Чем ближе родное село, тем сильнее был запах гари и тем страшнее мысли подстегивали женщину бежать изо всех сил. На пригорке, откуда обычно открывался вид на родное село с белыми домиками и ухоженными садами, она остановилась как вкопанная. Вся деревня была одним большим тлеющим пепелищем. Вместо обычного разноголосья кукареканья петухов, овечьих колокольчиков и детских голосов, стояла гробовая тишина. Женщина бросилась к своему дому, третьему с края, а когда подбежала, увидела страшную, ужасающую картину. На месте дома - пепелище. Обезумевшая женщина дико заголосила, сорвала с себя красочный передник и сарафан, и босая, только в белом исподнем платье бросилась к церкви - единственному месту, где собирались все в минуты опасности. Так ее ожидала картина неописуемой жестокости - гора трупов, мужчин, женщин, стариков, детей. Она бросилась разыскивать своих и... Нашла. Ее любимый муж, сжимавший в объятиях двухлетнего малыша, и дочку, а рядышком старшие дети - все посеченные и бездыханные. Долго стояла над ними женщина и гладила пряди волос, слипшиеся от крови. Потом шатающейся походкой пошла в церковь. Там, на обуглившейся стене висела одна-единственная икона Св. Св. Константина и Елены. Босая женщина пошла по тлеющим углям, взяла икону и подняла ее над головой. И тогда женщина начала свой танец. Не знала она молитвы, которая могла бы выразить все то, что у нее на душе, да и нет таких слов. Но в ее движениях, во взлетах ее рук, сжимающих святыню, в избигах ее стана читалась нечеловеческая боль, разрывающий душу вопль к Богу. Ее босые ступни будто не ощущали жара углей, по которым она быстро-быстро частила свою страшную рыченицу. Подол белого платья прожигали искорки, а на ногах женщины не было ни следы ожога. Сколько она танцевала и что было с ней потом - никто не знает. Но с тех пор в селе Българи каждый год танцуют на углях нестинары в день Св. Св. Константина и Елены. И также, как та женщина, их танец без слов говорит о том, что словами не сказать. Нестинарство передается из рода в род, таков обычай. Этот странный танец на углях вызывает массу споров среди ученых разных мастей, но сколько бы они не бились в доказательствах и отрицаниях, объяснить словами то, что можно только почувствавоть сердцем и душой, никому не под силу. Они спорят, а нестинары танцуют, как та женщина, без слов.

Это далеко не единственная вариация легенды о нестинарах. Никаких претензий на достоверность или уникальность у меня нет, да и быть не может.

Rexxx
Красная Пахра
О нестинарах

 

Нестинарство – танец в огне

 

Подобно многим другим языческим ритуалам, нестинарство связано с большим христианским праздником. 21 мая православие чтит духовное дело святых Константина и Елены. В этот же день в нескольких селах на юго-востоке Болгарии исполняют древний танец на раскаленных углях. В 2009 году межправительственный комитет ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия человечества объявил включение нестинарства в представительный список организации. Хранимый и передаваемый из поколения в поколение, этот тысячелетний обычай и по сей день выполняется на болгарских землях.

 

767967292_.jpg.1d0c5779e705f1e07e233201869ea6c3.jpg

 

Император Константин Великий вошел в историю официальным признанием христианства как религии, равноправной с остальными религиями в Римской империи. Несмотря на то, что болгарский народ связывает нестинарство с днем святых Константина и Елены, православная церковь никогда не принимала этого. Люди, исполняющие ритуал танца на раскаленных углях, подвергались гонениям вплоть до начала ХХ века. Это в определенном смысле ограничивало распространение традиции. Нестинарство выжило в селах Кости и Бродилово в горах Странджа. А по мнению местных жителей, оттуда оно перенесено и в другие окрестные села. Культ огня и обжигающего танца известен многим древним народам – эллинам, римлянам. Также существовал и у индусов, китайцев, персов и ряда других. Разжигание огня защищает от злых сил людей, природу, даже само солнце. Огонь увеличивает божественную силу солнца. Те, кто танцуют босиком на раскаленных углях, должны быть чисты – и в физическом и в духовном смысле. Испытание огнем открывает дверь в потусторонний мир, а нестинары получают силу предсказывать будущее. Танец в огне всегда сопровождает музыка волынки и бубна. Звук этих инструментов считается частью магии ритуала. А бубен хранится в сельском храме целый год и выносится оттуда специально для танца.

 

574211987_.jpg1.jpg.11b69b0cdfb88ad2f9d8679f64ad6aa2.jpg

 

По оценке некоторых ученых, слово “нестинары” происходит от “иштинары” или “нештинары” – что означает – “Человек сведущий, обладающий знаниями”. Название связывается и с греческими словами пост – “нестеа” и огонь – “естиа”. Как характерно для фольклорных обычаев, нестинарство передается по наследству. В иерархии главный нестинар – тот, кто выбирает своего наследника. Почувствовав, что его житейский путь близится к концу или по какой-то причине он больше не может исполнять огненный танец, он собирает всех нестинаров села. В их присутствии объявляет, кто заменит его в таинстве. Обычно это его сын. Если нет сына, то первенство передается дочери. Считается, что только так сохраняется способность предсказывать будущее.

 

153217230_.jpg1.jpg2.jpg.c82cfdcaec97c67d77bf18cd52df47d5.jpg

 

Ранним утром 21 мая ритуально открывается родник во дворе храма, монастыря или в другом святом месте – аязмо. На иконах святых Константина и Елены обычно приделаны особые ручки. Один из основных моментов в начале обычая – обход священных мест в поселении и домов жителей, где исполняются обряды очищения и освящения. Обязательно приготовляют общее для всех жертвенное яство – курбан. Еду раздают всем. Все время звучит музыка. Нестинары начинают свой танец, а к вечеру все отправляются на сельскую площадь. Там днем горел огонь, от костра остались раскаленные угли, которые расстилают большим кругом. Люди, танцующие на этом огненном ковре, всегда описывают в танце три или девять кругов. Как и во всей болгарской народной культуре, и здесь круг ассоциируется с солнцем. Огонь – также символ солнца, называемый в народе “небесным огнем”. И наступает черед таинственного нестинарского танца на раскаленных углях. Под околдовывающие звуки бубна и волынки нестинары в танце входят в особое состояние, в народе говорят, что оно их “охватывает”. Нестинары входят в огонь с иконой и танцуют. Главный нестинар делает свои предсказания и о поселении в целом, и об отдельных людях.

 

Обычай завершается. Иконы и бубен снова уносят в часовню, а определенные люди сопровождают главного нестинара домой. Как ни удивительно, ноги его остаются совершенно здоровыми, нет и следа ожога. А свидетельств того, что предсказания сбываются, немало. Так ли это – может проверить каждый. Надо только отправиться в маленькие села на юго-востоке Болгарии. И именно в день святых Константина и Елены.

 

* информация и Фото: БГНЕС

* Перевод Елены Дымовой



Please sign in or register to post a comment.

15
4,4k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...