Свой первый горшок я выкрутила на круге еще в Омске. Тогда о переезде в Болгарию я только начала мечтать. Естественно, горшок вышел кривой и страшненький. Как шляпа старухи Шапокляк. Но это меня не остановило. Во-первых, очень увлекательное это дело. Важен даже не столько результат, сколько сам процесс выращивания сосуда из комка невзрачной глины. Это похоже на колдовство. А вернее, магия тут есть определенно. Не зря же в старые времена гончаров считали колдунами.
Что меня поразило еще и продолжает изумлять до сих пор? Сев за круг, я почувствовала, что время ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ. Оно просто исчезает как физическая реальность. Гончар входит в состояние, близкое к медитации, он находится в застывшем янтарном кусочке вечности. Мне это было дано испытать здесь, в этом рождении. Таким образом, я могу управлять временем. Этим недругом, если не сказать — последним врагом человека. Но это все преамбула. О керамике я могу рассуждать бесконечно (остановите меня!) Но у нас же тема — мой болгарский друг? Так вот, без преамбулы о моем увлечении керамикой не было бы понятно значение этого человека в моей жизни.
Начну, пожалуй... Зима и весна 2012-го (первого года в Болгарии) были посвящены поискам глины в окрестностях Смядово. Бродя по полям и долинам, я раздумывала, где бы найти мастера, который соорудил бы печь и гончарный круг, а за одним научил бы традиционным болгарским техникам. Написала нескольким мастерам, попросила подсказки. Никто из них не дал вразумительного ответа. И тогда я решила: надо идти в народ! Узнала, что в Велико Тырново есть улица мастеров, где они работают на глазах у публики. Что-то подсказывало: вернусь я не с пустыми руками.
И вот я в Велико Тырново. Нашла Самоводску Чаршию — улицу народных ремесел. Иду, озираюсь — где гончары? И вдруг сердце забилось — вот оно! Витрина ломится от чудесной посуды и сувениров, на лавке надпись «Грънчарница». Внутри тихо жужжит круг, над ним сидит такая вся прекрасная мастерица, как сказали бы в Украине - «справная», улыбается мне во все 32 зуба. Деваться некуда. Несмотря на свой ужасный болгарский, завожу разговор.
Мастерица Нина, не переставая оглаживать новорожденную тарелку, сообщает мне: есть, есть такой умелец, и живет совсем недалеко, в городе Елена. О боги! Вы вели меня верной тропой! Нина дает мне телефон Валентина Димитрова (так зовут мастера). Договорились мы сразу, и через час я стояла у дверей его дома.
Вот она, Ниночка, мой ангел-путеводитель. Без нее я бы не встретила своего Учителя и друга.
Валентин встретил радушно. Предложил погостевать у него, пока буду учиться и одновременно наблюдать за рождением печи и круга. Я, конечно, порывалась остановиться в отеле, но Валя сказал: «Зачем? У меня есть свободная комната». На мой вопрос «Колко струва проживание?» - обескураживающий ответ: «Ништо!» «А уроки?» - снова спрашиваю. И опять слышу: «Ништо!» Добре, ништо так ништо. С каждой минутой город Елена нравится мне все больше и больше.
Маленькое лирическое отступление. Таких теплых, добрых, отзывчивых людей, как в Болгарии, я нигде не встречала, хотя объездила пол-света. Бабушка-соседка, которая обняла меня и пожелала всичко хубаво — при первой встрече, когда я и не помышляла купить домик на ее улице, мы еще и знакомы не были! Соседи, надарившие кучу полезных вещей, когда никакой обстановки, кроме чемодана, у меня еще не было. «Ну, тебе ж надо на чем-то кушать!» И тащат столик прямо со скатертью и дарами огородов. Потом — визиты с лопатой и мотыгой — все грядки первой весны были выкопаны ими, моими соседушками. Я ж по-русски, по-сибирски все делала, а вот поди ж ты, в Болгарии все иначе! Не на холмике надо сажать, а как раз наоборот — в ямках, дабы влага задерживалась подольше. И много-много таких случаев могу припомнить, когда совершенно незнакомые люди помогали от чистого сердца, не беря ничего как «отдарки». Вот недавно, еду в автобусе. Входит женщина с полным ведром черешни. Угостила шофера, а потом и меня, сидящую рядом. А кто я ей? Никто. Просто такой же человек, оказавшийся попутчиком. Но вернемся к керамике.
Мой гуру-наставник оказался чистым золотом, особенно его руки. Они могут все: оборудование для керамистов (которое расходится, между прочим, по всему миру), уникальную керамику по старинным и авторским технологиям, приборы, изобретенные им самим (как, например, солнечные батареи по его ноу-хау, или штучки, понятные только керамистам). Даже глину он делает сам, и ею пользуются все гончары Болгарии (да и в Россию уже вывозят, и очень хвалят).
А еще — он хороший учитель, не «зажиливает» секреты мастерства, как делают многие, увы... Ведь в этом деле важны всякие тонкости, до которых доходишь либо опытным путем (привет тебе, сын ошибок трудных!), с неизбежными загубленными работами, либо с подсказки учителя. Керамика — одно из немногих ремесел, где знания передаются от мастера к ученику, из рук в руки. И учебники, и всемогущий интернет тут бессильны. Такое это живое дело.
Ребятишки из детских лагерей, которых рядом с Еленой — множество, называют Валентина волшебником — магьосником. Он учит их работать на круге и очень надеется, что кто-нибудь из них захочет продолжить его дело. Чтобы нить времен не прервалась, чтобы жила и развивалась замечательная болгарская керамика.
А еще, а еще, а еще... Перечислять все его задумки, проекты и занятия — на пухлый том хватит, типа «Войны и мира». В этом году откроется его «Международная школа керамистов» в Елене - дом для гостей строил своими руками больше 20 лет. Приезжайте, начинающие и продвинутые, будет интересно всем! Недавно освятили новую церковь в окрестностях городка. Фрески в ней — тоже его работа.
Мой наставник открыл мне не только мир керамики, он познакомил меня со своими друзьями, такими же удивительными людьми. Вот, например, Савва — художник, владелец автомастерской, имеет свою пасеку, делает мед. Александр — тоже работает в автосервисе, его домашнее вино — просто пальчики оближешь! И так все они, кроме работы, имеют еще какое-нибудь дело, которое и кормит, и делает жизнь радостней.
... Как-то Валентин сказал мне: «Завтра — пятница, день мастеров. Ты тоже мастер. Приглашаю тебя на наше собрание!» Я робко пискнула: «Да какой я мастер? Так, подмастерье, чирак...», но... На собрание пошла. Теперь, когда приезжаю в Елену, стараюсь не пропускать эти собрания, на которых какие только вопросы не обсуждаются за рюмочкой ракийки! Для меня эти встречи — не только расширение горизонтов, но и возможность поговорить по-болгарски, «настроить язык», включиться в их проекты.
Знаете, когда человек, живущий керамикой уже около 40 лет, известный не только в Болгарии художник называет тебя мастером — это дорогого стоит. Во всяком случае, для меня это дороже, чем признание всяческих союзов и ассоциаций. Но еще дороже дружба, теплые взаимоотношения. Это, конечно же, кармические связи. И нашла я их в Болгарии. За что еще сильнее моя любовь к этой чудесной стране! Да живее България!
- Велико Тырново
- Елена
- Смядово
- 23
- 6 269
23 комментария