Уважаемая редакция!
Я посылаю небольшое эссе, но не об отдыхе в Болгарии, а о далеком прощании (в том числе и с болгарами), которое произошло более 40 лет назад. Я не знаю, что стало с теми мальчишками и девчонками: Бианка, Литка, Винета, Цветана, Стойчо, Ильян...
Но светлая память о тех днях еще жива во мне, память моего детства.
ПИСЬМО В СЭЛБЭ
Мечтать о будущем гораздо легче, чем возвращаться в прожитые дни, напрягать память, восстанавливая до мелочей волнующие события прошлого.
Хорошо, если эти события вспоминаешь вдвоем, втроем…
А, если один?..
В такие минуты память тихо бредет по улочкам давно прожитых дней, и каждый перекресток, каждый поворот – это небольшая история, история двадцатилетней давности…
Но я почти без напряжения вспоминаю тот последний день сезона в международном пионерском лагере «Сэлбе».
Тихое утро…
Разгорающийся рассвет…
А через несколько часов раскаленный перрон Улан-Батора, зеленый состав и привокзальная суета упадут на наши детские души своим неизмеримым грузом.
Прощание…
Сколько было сказано слов, а … сколько осталось невысказанных?
Еще долго потом стук колес будет успокаивать наши взволнованные сердца.
Летели годы.
Редкие письма приносил почтальон.
Все дальше и дальше в глубь памяти отступал тот день, прожженный раскаленным солнцем монгольского лета. Уже не помню всех лиц и имен…
Я не люблю восторженных слов, но и сейчас, через столько лет вспоминаю с легким волнением те вечера на террасе, песни веселые и грустные, походы в горы, цветы, которые мы с Валеркой тайком от наших русских девчонок приносили Божене и Бианке.
Детская наивность…
Но сколько в ней было чистоты. Наверное, уже тогда мы чувствовали, что начинаем взрослеть и, наверное, поэтому я сохранил навсегда в своей
памяти любимую всеми нами в то лето песню:
«Может впервые за тысячу лет,
дайте до детства
плацкартный билет…»
Я пишу…
И, даже за давностью лет, отлично вижу веселый ансамбль «БиЛиВиЦе» с его задушевными голосами и песнями, грустный последний хоровод, когда мы обнявшись стояли перед гостиницей в Улан - Баторе, и плачущий Стойчо разносил на подносе конфеты.
Эти минуты, точно кадры кинокартины, пронеслись и канули в лета. Только наша детская память запечатлела с фотографической четкостью грустные глаза друзей с невысказанной болью и горечью расставания.
Наше детство уходило от нас просто и безвозвратно. Мы впервые увидели, что наши девчонки – это уже не те девчонки, которых можно было подергать за косы…
Наверное, впервые тогда к нам пришло, по – серьезному, то, неведомое нами ранее чувство, о котором мы столько много говорили и рассуждали с детской наивной прямотой, не подозревая,
какое оно бывает на самом деле горькое и сладкое. С легкой грустью я смотрю на фотографии тех далеких лет и, право, не могу себе представить – какими вы все стали теперь, ибо трудно вспоминать – какими вы все были тогда.
Только юные улыбки с небольшого фото задорно кричат, что были мы все красивыми, веселыми и… счастливыми. Теперь, с колокольни прожитых лет легче говорить, взирая на прошлое, но тогда…
Мы плакали…
Плакали девчонки и мальчишки. Плакали болгары и поляки. Плакали русские и гостеприимные монголы.
Даже сейчас трудно объяснить это.
Мы знали хорошо, что наступит час расставания, но с легкой наивностью верили, что еще очень много времени остается до этого последнего дня.
Он пришел незаметно.
Просто поставил нас перед фактом:
-Пора!
Та-та-та-та – стучали колеса, унося нас все дальше и дальше, отделяя от этого прощания уже не километрами, а днями, годами…
-Где, Вы, теперь, друзья?!
Какие дороги выбрали Вы в жизни?
Врачи или инженеры, моряки или пилоты?..
Где Вы теперь?!
P.S. Международный пионерский лагерь «СЭЛБЭ». Мы были тогда еще совсем юные мальчишки и девчонки из Болгарии, Польши ГДР, СССР, Монголии. Мы жили в одном корпусе с поляками и болгарами. Вместе веселились, отдыхали, пели песни,… влюблялись. Почти сорок лет прошло с той поры, но в памяти моей еще не стерлись те счастливые дни моего детства..
Смотрят с фотографий улыбающиеся знакомые лица…
Где, Вы, теперь?
г. Улан-Батор
г. Кировоград
г. Томск
1968 -2005 гг.
- Болгария
- 0
- 3 658