В одном из самых живописных и красивых мест Болгарии расположен Гложенский монастырь. Он возвышается на отвесной скале, откуда открываются изумительные виды на долину Вита внизу.
Согласно легенде в этих местах в 13-м веке нашел убежище киевский князь Георгий Глож, бежавший со своим семейством от татарских орд из южной России, и который привез из Киева чудотворную икону Святого Георгия. Якобы этот район достался ему в дар от болгарского правителя Ивана Асена II. Князь основал село Гложене и начал строительство монастыря, который выполнял скорее роль крепости. Этот монастырь построили недалеко от Гложене, в местности, которая называлась Градище и назвали его Преображенским.
Но вскоре после завершения строительства монастыря, его стены начали рушиться, а чудотворная икона св. Георгия, которой семейство князя очень дорожило, исчезла. Позднее она была найдена на скале в подножии вершины Камен Лисец. Для князя это стало знамением, что именно здесь нужно построить монастырь. Там он и был воздвигнут и назван в честь святого Георгия, а икона стала главной святыней монастыря. Ныне икона находится на сохранении в Ловечской митрополитии, в монастыре находится ее копия.
Та же легенда гласит что в 14 веке Гложенский монастырь был процветающим религиозным центром в центральной Болгарии и что на территории монастыря действовала школа, в которой преподавали литературу и религию. Кроме того, на рубеже 18-19 веков монахи обители Св. Георгия Победоносца активно занимались просветительской деятельностью. Ими были основаны подворье и келейная школа недалеко от деревни Малык-Извор, а также в Ловече.
В 17-м веке монастырь был разрушен турками, но в 18-м веке на его месте был построен новый монастырь "Св. Георгий Победоносец". Он возвышается на скале с отвесными стенами, опираясь на мощный каменный стилобат, оставшийся от предыдущих построек.
Деревянные монастырские жилища были построены в 1858 году. Позже в них прятался от турецких властей Васил Левски.
Монастырь горел, разрушался землетрясениями, его регулярно перестраивали и ремонтировали. Раньше в монастырь можно было попасть только по очень узкому лазу в скале, поэтому здесь и скрывались болгарские революционеры - турки не могли тут до них добраться. Да и узкая извилистая дорога не способствует легкому достижению этого монастыря. Даже сейчас. Я ехала и всю дорогу Богу молилась, чтобы никто не ехал навстречу, на этой дороге практически невозможно было разъехаться.
Монастырский храм разрушался дважды – в 1904 году и в 1913 из-за землетрясений. Полуразрушенную церковь снесли в 1929-30 годах и в 1951 году на ее месте возвели новый храм в протестантском стиле, спроектированный получившим образование в Германии архитектором Борисом Иванчевым из Ловеча.
На мой взгляд этот храм смотрится несколько чужеродно среди аутентичных болгарских построек.
Сохранились иконы старой церкви, нарисованные известным разградским иконописцем священником Иваном Попрайковым в 1828 г. А вот иконы иконостаса, согласно легенде принадлежали прежде Киево-Печорской лавре и якобы были привезены сюда князем Гложем.
Самым известным монахом Гложенского монастыря был архимандрит Евтимий из Сопота. Он жил в монастыре в 19 веке и был известным хирургом и целителем. У него искали помощи не только болгары, но и турки. В 1893-1894 годах в монастыре жил сосланный тырновский митрополит Климент (Васил Друмев), 14 февраля 1893 года в день рождения князя Фердинанда I он произнёс в Тырновском соборе Св. Богородицы проповедь, в которой сурово осудил гонителей Православной веры, подчеркнув что "все кто посягает у нас на Православие, посягает на самое существование народа" и завершил свою речь словами: "Има Православие у нас, има български народ, няма Православие — няма български народ!" Князю Фердинанду, который был католиком, эти слова крайне не понравились и проповедь была объявлена "противонародной", "противодержавной" и нацеленной против личности монарха. Почти сразу после произнесения проповеди, митрополит Климент был схвачен, а затем насильственно увезён в Гложеннский монастырь. О его пребывании напоминает небольшой музей.
Я написала о том, что монастырь якобы был основан неким князем по имени Глож, но о существовании киевского князя с именем Георгий Гложенский или Глож в летописях 13-го века нет никаких данных.
Этимологический анализ имени села Гложене доказывает, что оно не может происходить от личного имени Глож. Ни в прошлом, ни в настоящем в славянской антропонимии не содержится личного имени Глож с которым можно было бы связать название села Гложене. Кроме того, такие же названия имеют села во Врачанской области и в Сербии.
Следовательно аргумент об основании Гложенского монастыря киевскими беженцами не выдерживает критики
В то же время, с разрешения игумена Гложенского монастыря, были проведены исследования иконы св. Георгия и оказалось, что основа иконы сделано из хвойной древесины, а не лиственной, как у болгарских икон. Дерево хорошо сохранилось и ни в коем случае не может иметь возраст в 700 с лишним лет. Сама иконография достаточно поздняя. Змея представлена мертвой, а святой одет в доспехи времени ренессанса. Надпись на иконах сделана русским гражданским шрифтом, введенным Петром І указом от 1710 г. Скорее всего, эта икона создана на Украине и вероятнее всего в Киево- Печерской лавре в первой половине 18-го века.
Сегодня Гложенский монастырь прежде всего средоточие туризма. Летом в нем людно и шумно. Но, если вы посетите монастырь, когда он погружен в осеннюю мглу или покрыт серебристым инеем, вы услышите его дыхание, тихий, едва уловимый на грани подсознания гул каменных стен. Тогда сможете помолиться или просто посидеть в тишине, погулять в красивых и безлюдных окрестностях монастыря. И тогда поймете, насколько прав Фридрих Ницше, который проницательно заметил: "Достоинство человека измеряется по его способности быть одиноким".
Гложенский монастырь в 2006 году был признан памятником архитектуры и истории национального масштаба.
Но это и действующий мужской монастырь, в котором в данный момент живет один монах отец Нектарий.
О нем речь пойдет позже.
- 1
- 11
- 364
11 комментариев