Боянская церковь (болг. Боянска църква) — средневековая церковь в Болгарии. Расположена в 8 км от Софии, в селе Бояна в подножии гор Витоша. В 1979 году включена в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. В X веке в селе Бояна была построена первая небольшая церковь, посвященная Николаю Чудотворцу и святому Пантелеимону. В начале XIII века по указанию севастократора Калояна к этой церкви была пристроена новая двухэтажная церковь, украшенная фресками (закончены в 1259 году). Церковь состоит из построек различных эпох: восточная часть: однокупольная церковь (XI век), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой; центральная часть: «Калоянова церковь» — двухэтажная постройка (XIII век) — первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами; западная часть: притвор, построенный в XIX веке, лишён каких-либо украшений. Все постройки выполнены из кирпича. Боянская церковь находится у самого подножия горы Витоша. Это самый красивый памятник болгарской культуры, внесённый ЮНЕСКО в Список памятников мирового культурного значения. Построенная в память о святых Николае и Пантелеймоне, она ценится прежде всего своими уникальными фресками. Самая старая часть церкви — восточная. Сначала была построена небольшая церковь с одним куполом, украшенная фресками, являющимися ярким образцом византийского искусства, широко распространенного на Балканах в XI—XII вв. Двухэтажная церковь была пристроена в 1259 г. Местным властителем Калояном, о чем свидетельствует надпись на одной из стен. На верхнем этаже была устроена часовня для семьи сеньора, а на нижнем располагалась фамильная усыпальница. Стены церкви украшены фресками согласно канонам средневековья и реалистические детали, используемые в настенной живописи для того времени, — явление совершенно необычное. Так, например, мы видим, что на столе, за которым сидят участники Тайной вечери, лежат чеснок, лук, травы. Лики евангельских персонажей непривычно молоды и не похожи друг на друга. Художник позволяет себе некоторую свободу в изображении. Автор фресок достигает совершенства в изображениях лиц господ, пожертвовавших средства на строительство церкви. Портреты Калояна и Десиславы поражают своей утонченностью и величественностью. Так же написаны лица царя Асена и его супруги Ирины. Третья часть церкви — западная — относится к 1882 г.
А в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. В X веке в селе Бояна была построена первая небольшая церковь, посвященная Николаю Чудотворцу и святому Пантелеимону. В начале XIII века по указанию севастократора Калояна к этой церкви была пристроена новая двухэтажная церковь, украшенная фресками (закончены в 1259 году). Церковь состоит из построек различных эпох: восточная часть: однокупольная церковь (XI век), имеющая в плане форму равноконечного креста с полукруглой апсидой; центральная часть: «Калоянова церковь» — двухэтажная постройка (XIII век) — первый этаж занимает часовня и склеп с захоронениями болгарских бояр, второй этаж занимает непосредственно церковь. Фасад церкви декорирован керамическими изразцами; западная часть: притвор, построенный в XIX веке, лишён каких-либо украшений. Все постройки выполнены из кирпича. Боянская церковь находится у самого подножия горы Витоша. Это самый красивый памятник болгарской культуры, внесённый ЮНЕСКО в Список памятников мирового культурного значения. Построенная в память о святых Николае и Пантелеймоне, она ценится прежде всего своими уникальными фресками. Самая старая часть церкви — восточная. Сначала была построена небольшая церковь с одним куполом, украшенная фресками, являющимися ярким образцом византийского искусства, широко распространенного на Балканах в XI—XII вв. Двухэтажная церковь была пристроена в 1259 г. Местным властителем Калояном, о чем свидетельствует надпись на одной из стен. На верхнем этаже была устроена часовня для семьи сеньора, а на нижнем располагалась фамильная усыпальница. Стены церкви украшены фресками согласно канонам средневековья и реалистические детали, используемые в настенной живописи для того времени, — явление совершенно необычное. Так, например, мы видим, что на столе, за которым сидят участники Тайной вечери, лежат чеснок, лук, травы. Лики евангельских персонажей непривычно молоды и не похожи друг на друга. Художник позволяет себе некоторую свободу в изображении. Автор фресок достигает совершенства в изображениях лиц господ, пожертвовавших средства на строительство церкви. Портреты Калояна и Десиславы поражают своей утонченностью и величественностью. Так же написаны лица царя Асена и его супруги Ирины. Третья часть церкви — западная — относится к 1882 г.
- София
- 1
- 1 867
1 комментарий