Болгария не случайно ассоциируется с розами: практически каждый турист привозит домой сувенир косметики и парфюмерии на основе розового масла. И по сей день, страна является крупнейшим экспортером этой невероятно ароматной ессенции! О разведении роз в Болгарии достоверно известно с 17 века. Наиболее известной локацией по производству розового масла являлся и остаётся Казанлык (Центральная Болгария), получивший неофициальное название "Розовая долина".
Неудивительно, что именно здесь начинается история индустрии по производству розового масла. Инициатива принадлежала братьям Папазовым, относящизся к старинному роду торговцев, занимающихся продажей роз. В 1820 году братья (Христо, Ботьо и Димитро (Димитър) Папазовы основали фабрику по производству розового масла, а через несколько лет семья расширила свой бизнес, начав продавать продукцию во Францию и другие европейские города. В 1875 году розовое масло "Братья Папазовы" получило золотую медаль на международное выставке в Вене.
В период русско-турецкой войны, "Розовую долину" постигло несчастье: она была разорена турками, дом Папазовых с фонтаном из розовой воды, был разрушен. Братья бежали заграницу, но после Освобождения вернулись в свой родной город, активно участвовали в создании памятника в с. Шипка. Построили фабрику по дисцилляции розового масла.
Для справки: для приготовления 1 грамма розового масла необходимо использовать 1400-2000 цветков, 1 кг масла требует для изготовления 6000 кг лепестков роз! Это очень трудоемкий процесс.
Родственник братьев Папазовых - Антон, открывает в Пловдиве (в 1882) первую парфюмерную фабрику, положив начало новому коммерческому проекту. При социализме она была переименова в "Ален Мак". Уже на первой выставке в Пловдиве, продукция фабрики получает золотую медаль! Она становится известной известной в Европе и США. Ассортимент фабрики включал не только духи и одеколон, но и кремы, зубную пасту, краску для волос. Антон заботился не только о качестве самого продукта, но и о его презентации. Все упаковки отличались изысканностью, этикетки печатались только на цветной бумаге. Стекло для флакончиков предприниматель заказывал в Австрии или Франции.
Антон Папазов брендировал свою продукцию, а также запатентовал "Молочное мыло". Его товары отличались высоким качеством, а среди заказчиков была и царская семья!
Для популяризации своей продукции, Антон Папазов организовал первый в истории Болгарии конкурс красоты (1926). Победительницей стала Люба Йоцова и предприниматель назвал в честь нее некоторые свои творения.
В 1947 году фабрика Антона Папазова была национализирована, в 1951 переименована в "Алый мак" (Ален мак). Десятилетия она была лидером на болгарском рынке, сохраняя своё качество. Так закончилась история одного успешного проекта, который задал импульс развития целому сегменту болгарской экономики.
- 5
- 1
- 0
- 871