Перейти к публикации

Фольклорный праздник «Сурва» – древние ритуалы очищения и возрождения

BgLife
  • · 8 минут на чтение

Национальный болгарский праздник Сурва или Сурваки

Сурваки является одним из важных зимних болгарских праздников, входящих в период, так называемых грязных дней (мръсни дни), что определяет часть ритуала, выполняемого в этот день, закрывая им праздник Сочельник или Рождество (Бъдни вечер и Коледа).

1.jpg.c5ac3969842fa70a03ba2e7c8c3559d5.jpg

В то время как основная доля практики ритуалов и главная характеристика празднования Сурваки заключается с концепцией начала нового календарного года или встрече Нового Года.

Вторая ночь Кадена или как надо кадить над столом

Ночь перед Сурваки известна также, как Вторая ночь Кадена (вторая Каденка в Ловече, вторая Кадилка в Центральных и Западных Родопах и др.).

Потому что над праздничным столом торжественно кадят, это похожий ритуал, что делается на рождественскую ночь (Бъдни вечер). Кадеянье или освящение осуществляется владельцем дома или старейшей женщиной в семействе при помощью лемешного плуга.

Праздник, который в России известен как Старый Новый год, в Болгарии называется совершенно иначе. Его именуют Сурва (или Сурваки), причём символом торжества является обращение к силам плодородия, просьбы о хорошем урожае в наступившем году.

Уже много столетий Сурва занимает одно из важнейших мест в народном календаре. Исследователи считают, что корни праздника уходят в далёкое прошлое. Кроме того, с ним связано немало занимательных и необычных традиций болгар. Что же значит Сурва для болгар? Чем может удивить этот праздник?

СУРВА – ПРАЗДНИК СИЛЫ

Праздник Сурва известен в самых разных регионах Болгарии. Его отмечают, как правило, в ночь с 31 декабря на 1 января, хотя нередко торжество стараются приурочить к 14 января, а именно – Старому Новому году.

У праздника масса названий, но самые популярные – Сурва, Сурваки, Васильев день. По мнению языковедов, происхождение этого слова стоит искать в иранском языке. В нём можно встретить определение “сура”, что переводится как “могущество”, “сила”. На мой взгляд, это очень верная трактовка названия праздника.

Основа любого пожелания в этот день – благополучие и силы для дальнейшего успеха. Именно это люди желают друг другу, именно о силе земли и плодородии народ проси у высших сил.

Некоторые историки высказывают иное предположение. По их мнению, Сурва может быть связан с именем бога, в которого некогда верили фракийцы. Его звали Сура, Сургаст или Суротер.

В целом, эта основа слова, “сур”, часто встречается у восточных народов как определение сияния, солнца. Не исключено, что под влиянием чужеземных племён болгары переняли некоторые их традиции.

Со Святым Василием день 1 января связан особенно тесно. Именно этот праздник болгары посвятили своему покровителю. Сурва часто называется “Васильовдень”, ведь торжество посвящено не только ожиданиям успехов в новом году, но и Святому Василию, что стал известен как автор многих проповедей. Сегодня в Васильев день в церкви болгары совершают литургию, вспоминая великие дела святого покровителя.

Дети особенно любят праздник Сурва

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Сурва связан со многими интересными обрядами. Один из них называется сурвакари. Для него дети и подростки объединяются в небольшие компании, отправляясь с обходом по домам соседей и родственников.

Считается, что таких гостей надо поощрить каким-нибудь угощением, ведь они в праздничный день становятся вестниками добра и процветания. Все участники обряда должны взять с собой веточку кизила, которую называют сурвачкой. Зайдя в дом, дети произносят пожелания здоровья и благополучия хозяевам.

Сурва – праздник, к которому болгары готовятся заранее. Накануне необходимо тщательно убрать жилище. Ещё в языческие времена этот день считался переходом к новому этапу жизни, символом перерождения, очищения.

Конечно, вступать в новый год необходимо в чистом уютном жилище. Также считается, что уборка перед праздником помогает прогнать из дома злых духов, болезни и напасти.

В день Сурвы не принято забывать и о тех, кто покинул мир живых. За день до торжеств женщины отправляются на могилы родных, принося тем “угощение”. Небольшие подношения принято съедать на кладбищах, таким образом совершая жертвоприношение предкам. Издавна болгары верят, что вместе с ними Сурву встречают и духи их родственников, а потому важно проявить уважение к умершим, показать, что никто не забыт и не покинут.

Как и любой важное торжество, Сурва подразумевает подготовку праздничного стола. В этот день болгары стараются подать как можно больше блюд – их обилие символизирует достаток и процветание, что человек “приманивает” к себе.

Неподалёку от стола должен гореть очаг, что воплощает семейное тепло и уют. Болгарские хозяйки знают, что Сурва требует особых блюд. Очень важно подать продукты из всего того, что за год вырастил человек (от мясных блюд до выпечки).

Кулинарным символом праздника стали слоёные пироги с творогом. В некоторые из них женщины запекают монетку или кизиловые почки, что олицетворяют удачу, богатство и здоровье.

СУРВА И ЕГО СИМВОЛ – СУРВАЧКА

Праздник Сурва нельзя представить без сурвачек, особых веточек, с которыми связан обряд сурвакане. Для ритуала используется веточка кизила, дерева, что, по мнению болгар, обладает особенной силой.

Народ верит, что одно только прикосновение сурвачкой способно подарить человеку жизненную энергию и укрепить его здоровье. Для сурвачки подходит лишь свежесрезанная ветка, что ещё не потеряла своей силы. Сурвачки можно украсить по своему усмотрению.

Самые популярные варианты – веточки со связками баранок, сушёными плодами, чесноком, с красными и белыми нитками. Интересно, что каждая деталь сурвачки имеет своё значение.

Например, колосья пшеницы или баранки символизируют плодородие, чесночные зубки – защиту от сглаза, красный перец – плодовитость, шерстяные нити – здоровье скота. Несложно догадаться, что подобные символы появились очень давно. Как предполагают исследователи, истоки праздника Сурва следует искать в далёких языческих временах.

Сурва – один из главных старинных праздников болгарского народа. Его популярность не ослабевает и в наше время. Мне кажется, что именно такие праздничные дни укрепляют культуру нации, позволяя людям сплотиться и вспомнить об общем прошлом. Сурва – это время возрождения и больших надежд, которые непременно должны оправдать себя.

Январь – это "Сурва", – говорят жители округа Перник, потому что ежегодно в последние выходные месяца город встречает участников Международного фестиваля маскарадных игр «Сурва»

Маски из всех этнографических областей Болгарии продемонстрируют 102 коллектива. Свои обычаи покажут и 19 групп из Македонии, России, Португалии, Италии, Сербии, Румынии, Греции, Словении и Турции. С каждым годом интерес детей к фестивалю растет, и в этом году более 1300 детей будут участвовать в маскарадных ритуалах и традициях.

Фольклорный праздник «Сурва» – четвертый болгарский элемент, включенный в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия, наряду с творчеством бабушек из Бистрицы, нестинарством и Чипровскими коврами. Ежегодно в день святого Василия по старому стилю (14 января) в населенных пунктах вокруг Перника люди по традиции воссоздают обычай, который характеризуется маскарадными играми, выполняемыми мужчинами, которых называют сурвакари или кукери (ряженые).

Людмил Йорданов – в третьем поколении хранитель этой традиции, поясняет, что оба названия верны, в зависимости, из какой части Болгарии обычай. «В Перникском регионе их называют мечкари и сурвакари, а в других регионах – чауши, бабугери, старци, сурати и т. д., но общепринятое название – кукери», – рассказал Людмил в интервью «Радио Болгария».

Корни этой аутентичной традиции кроются в языческих ритуалах, унаследованных из далекого прошлого. Обычай начинают выполнять вечером 13 января, когда ряженые разжигают большие костры, согласно верованию, огонь очищает, обновляет и возрождает к новой жизни.

Веками традиция Сурвы передается от отца сыну. Людмил впервые был кукером всего в 3 года в 1993 г., вместе с 7-летним братом, отцом и дедом. В семье всегда сами делали маски и костюмы к празднику, а подготовка начинается за месяцы до фестиваля

«Старые костюмы обновляются изготовлением новых масок, это т. Наз. Лики, – поясняет Людмил. – Наша группа собирается в специально приспособленном помещении, которое находится в центре Перника и называется мечкарница. Каждый приносит необходимые материалы и общими усилиями мы готовимся к празднику. Каждая маска индивидуальна и неповторима. Нет предварительного плана или рисунка. Мастер делает так, как чувствует».

Маски ряженых - огромные и пугающие. Считается, что их надо хранить в тайне до праздника, чтобы они не потеряли свою магическую силу. При изготовлении маски надо помнить, что она должна прогонять злые силы и выглядеть как можно более страшной, страшнее самого зла:

«Наши маски сделаны полностью из естественных материалов – дерева, шкур, кожи, рогов. Мы делаем конструкцию, в основном, из дерева ивы пурпурной, оно легкое и крепкое. Сверху покрываем каркас кожей овцы, козы, зайца или другого животного. Маска кукера считается завершенной после установки страшных рогов, тех животных, которые не находятся под угрозой исчезновения. Надо знать о том, что кукеры – не варвары, которые уничтожают животных».

Людмил Йорданов уверен, что каждый может сделать костюм и маску, если захочет вложить в них частичку себя, своей души и сердца. Цвета используются самые разные, но основной цвет – красный, так как он, считается, прогоняет злые силы. Каждая группа ряженых делает костюмы и маски по-своему, используя разные материалы – кусочки ткани, перья, бусины, шкуру и кожу животных. «Поэтому кукеры настолько пестры и разнообразны в нашей небольшой стране», – поясняет Людмил.

Этот колоритный, живой и по сей день обычай, исполнен символики. Каждый житель с нетерпением ждет ряженых, которые своими обрядовыми действиями, танцами, звоном бубенцов и грохотом ботал, привязанных к поясам, прогоняют зло и приносят здоровье, благоденствие и удачу.

«С ранней зари наша группа ряженых из села Селиштен-Дол начинает обходить дома, – продолжает свой рассказ Людмил. – Пронзительным, благозвучным звоном бубенцов кукеры прогоняют злых духов. После того, как группа обойдет все дома, мы собираемся на площади и последним, общим грохотом ботал завершается праздник. Всеобщая трапеза – также обязательный элемент крупнейшего праздника в округе Перника».

Маскарадная традиция в этом районе в 1966 году переросла в фестиваль, который постепенно стал национальным, а с 1985 имеет статус международного. Перник является членом Федерации европейских карнавальных городов и в 2009 г. Был объявлен маскарадной столицей Европы.

  • Нравится 2
  • 0
  • 73
Please sign in or register to post a comment.

0
73
  • Нравится 2

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...