Переход права собственности на недвижимость не всегда связан с куплей-продажей. Его причиной могут стать, например, дарение или получение наследства. Что нужно делать наследнику, чтобы стать законным собственником объекта в Болгарии? Рассказывает эксперт компании New Estate Людмила Шабанина.
Главные положения
В Болгарии гражданин может вступить в право наследства сразу после смерти наследодателя. Но в большинстве стран наследник вступает в права лишь по прошествии определённого срока – например, полугода.
В любом случае вопрос, кто является наследником и когда он вступает в права наследования, решается на основании законодательной базы страны, гражданином которой был собственник.
Процедуру переоформления права собственности проводит болгарский нотариус. После чего новый собственник регистрируется в агентстве «Булстат», налоговой службе и в кадастре. Этот процесс аналогичен получению права собственности при покупке недвижимости.
Граждане, претендующие на наследство, должны обратиться к нотариусу в своей стране и открыть наследственное дело. Желательно сразу оговорить, что понадобится документ на зарубежное имущество.
Самый главный документ, который должен представить наследник (наследники) для перехода прав собственности, – свидетельство о праве на наследство. В России, например, наследник должен получить или свидетельство о праве на наследство по закону на имущество, находящееся за пределами Российской Федерации, или свидетельство о праве на наследство по завещанию.
В документе может быть общая формулировка о том, что наследниками гражданина N являются конкретные граждане, и данное свидетельство распространяется на всё имущество, из чего бы оно ни состояло и где бы ни находилось.
Важно! Гражданам большинства стран СНГ апостилировать свидетельство не надо: между Болгарией и этими государствами есть соглашение о правовой взаимопомощи.
Какие документы потребуются заявителю для перехода прав собственности
Кроме вышеупомянутого свидетельства о праве на наследство это:
- Свидетельство о смерти владельца
-
Документы на недвижимость:
- Нотариальный акт – документ о собственности (его копию при необходимости может выдать муниципальный реестр по месту нахождения объекта)
- Кадастровая схема (её выдаёт кадастровая служба по месту нахождения объекта)
- Налоговая оценка объекта недвижимости (документ выдаёт муниципальная налоговая служба по месту нахождения объекта – необходимо, чтобы муниципальные налоги на объект были уплачены)
-
Декларации, заверенные у нотариуса – болгарского или в стране проживания наследника:
- О гражданстве, актуальном семейном положении и предыдущих браках наследника (этот документ оформляется при любых сделках с недвижимостью);
- О наличии/отсутствии родственных связей с чиновниками, госслужащими или другими высокопоставленными лицами в Болгарии и/или странах ЕС;
- Об отсутствии связей с лицами под санкциями (её с февраля 2022 года должны представлять граждане РФ).
Важно! Перечисленные декларации должны быть заполнены по утверждённым в Болгарии формам, с которыми обычно незнакомы нотариусы в других странах. Поэтому формы лучше запросить у болгарских доверенных лиц.
Как узнать состав наследства
Часто наследники не имеют представления о получаемом имуществе и его местоположении.
С одной стороны, представляя документ о праве на наследство, уточнять в нём, о каком конкретно объекте идёт речь, необязательно. Более того, например, для граждан РФ такое уточнение может быть сопряжено с трудностями: российскому нотариусу потребуется выписка из имущественного регистра Болгарии, подтверждающая текущие права владения (нотариальный акт купли-продажи не подойдёт, так как с момента покупки владелец мог смениться). А переслать документы в Россию сегодня невозможно.
Но знать, на что претендуешь, в любом случае необходимо. Поэтому нередко приходится проводить поиск.
Если владельцем квартиры было физическое лицо, информацию можно найти в регистре по имени владельца. Если наследодатель владел домом с участком земли, вероятно, что имущество было оформлено на компанию. В этом случае можно проверить информацию о юридическом лице по именам владельцев и уточнить детали о наличии имущества у компании.
Кто может найти все данные?
Проще всего обратиться к специалистам, которые имеют доступ к соответствующим реестрам. Например, к адвокатам или в агентства недвижимости. Специалисты обращаются в имущественный регистр и выясняют все детали о таких объектах. Эта процедура не всегда простая, но понятная. Если информации достаточно, поиск займёт пару часов.
Можно ли оформить имущество на наследника без визита в Болгарию?
Да, это возможно. Для этого клиент дополнительно должен оформить доверенность на уполномоченного представителя в Болгарии, который переоформит объект на имя нового владельца.
Такой документ оформляется у нотариуса в стране наследника или в консульстве Болгарии. В роли представителя может выступать абсолютно любое лицо. Если доверенность оформляет обычный нотариус, потребуется легализовать перевод – уже в Болгарии. Если же документ оформляется в консульстве, перевод на болгарский язык делается непосредственно там.
Также заявитель должен переслать вышеуказанные декларации – «О гражданстве…», «О связи с политически важными лицами…» и т. д.
Документы наследник заполняет у себя в стране, подписывает у нотариуса и отправляет курьерской почтой в Болгарию.
Важно! Если иностранец намерен совершить любое правовое действие в Болгарии – даже дистанционно, ему необходимо иметь действующий загранпаспорт. Внутреннего – недостаточно! В доверенностях указываются именно данные загранпаспорта.
Какие расходы при переходе права собственности ожидают наследников
Получающие наследство должны заплатить нотариальную таксу. Её размер зависит от налоговой оценки и долей собственности.
Отдельно уплачивается налог на наследование, сборы и пошлины за регистрацию акта наследства в имущественном реестре.
Потребуется оплатить услуги за перевод и пересылку документов.
Назвать точные цифры невозможно (тем более если наследник планирует приехать в Болгарию). Порядок обязательных расходов без учёта приезда в страну обычно не превышает €1000.
Важно! Пройти всю процедуру самостоятельно возможно, но очень трудно. Все иностранцы обращаются за помощью к специалистам. Стоимость услуг по сопровождению зависит от масштабов задач, местонахождения объекта, числа документов… и начинается от €500.
Как долго длится процедура
Первый шаг – заключение договора услуг и оплата за предоставляемый сервис. После этого начинается подготовка пакета документов для заполнения. На это обычно уходит до пяти рабочих дней.
Ключевой вопрос – как быстро удастся наследнику собрать необходимые документы, заполнить их, оформить доверенность и отправить в Болгарию с курьером. Если все документы в порядке и заявитель готов действовать быстро, можно уложиться за неделю.
После этого требуется ещё 20–25 дней на сбор документов в местных, болгарских инстанциях.
В среднем переоформление документов на наследников занимает до двух месяцев.
В какой момент право собственности переходит наследнику?
В тот момент, когда заявитель или его доверенное лицо приходит к болгарскому нотариусу с полным пакетом документов и подписывает нотариальный акт о переходе прав собственности. После этого нотариальный акт надо зарегистрировать в имущественном реестре, подать декларацию в налоговую (предварительно получив номер в Bulstat) и в кадастровую службы.
Важно! Одновременно с подписанием нотариального акта подписывается акт о поддержке управления объектом – если такие имелись у предыдущего собственника.
Нужно ли переоформлять недвижимость, если наследник хочет просто продать её?
Нет. Продать объект можно на основании документов, подтверждающих право на наследство. Главное, чтобы недвижимость не имела обременений – были уплачены все пошлины и налоги.
Автор: Филипп Березин. prian.ru
- 3
- 2
- 1 379
2 комментария