К 40 годам я "созрела" желанием научиться водить машину и стать, наконец, водителем. Разумеется, у меня было много страхов и непонимание: как вообще можно сесть и поехать на такой махине в 1, 5 тонны?? Страх усугублялся тем, что речь идёт о процедуре, которую мне нужно было пройти в другом государстве и это при том, что в Болгарии живу достаточно долго. Итак, с чего начать?
1. Выбор "правильной автошколы". Плюсом маленьких городов (где живу я) является небольшой выбор фирм.
То-есть, "сарафанное радио" обязательно донесёт вам: как обучают в той или иной автошколе, кто добросовестно работает, а кто нет, да и обмануть вас здесь практически нет шансов - все друг друга знают. Конечно, нужно все равно найти сайт или страницу фирмы, узнать: сколько она работает на рынке услуг. Более того, можно найти рейтинг автошкол, с учетом успехов выпускников (кто сдал с первого раза, а кто отправился на пересдачу). Я сделала выбор по отзывам и субъективному ощущению, доверившись 40 летнему стажу моего будущего инструктора.
Какие "уловки" могут быть? В крупных городах много фирм, предлагающих услуги обучения, соответственно, возрастает шанс "халтуры" и обмана и, прежде всего, в стоимости. "Не ведитесь" на курсы в 300-400 лева. Дальше вы все равно заплатите больше. Сейчас стоимость курсов начинается от 700-800 лева за 6 месяцев обучения.
2. Подготовка документов. Чтобы начать обучение, Вам достаточно только личной карты и фотографии. А вот для получении водительских прав (шофьорска книжка) нужно предоставить:
1. Личную карту +заграничный паспорт (если лицо без гражданства)
2. Удостоверение из общины о признании среднего образования (актуально для иностранцев)
3. Справку об успешном прохождении медицинских курсов (БЧК)
Другая информация (результаты теоретического и практического экзаменов) автоматически отражается в системе КАТ
✏️ Важно! Несмотря на то, что у меня научная степень, в моем городе отдел образования компетентен в признании только среднего образования. Поэтому, мне пришлось перевести на болгарский свой школьный аттестат (без апостиля), отнести в отдел образования, заплатить таксу в 25 лева и через неделю получить документ.
3. БЧК Год назад однодневный курс БЧК (Болгарский Красный Крест) стоил 60 лева. В перечень услуг входили: 4 часовая лекция врача+тест+выдача удостоверения для КАТ. Как только приходите на лекции в автошколу, вам дают телефон БЧК, нужно записаться на удобную дату. Нужно обязательно пройти курс за 6 мес, но я, как самая прилежная, прошла его сразу.
Внимательно послушала лектора, успешно сдала тест и получила удостоверение (даже если вы не напишите тест хорошо, лектор потом вам подскажет правильные ответы), Так было у нас по крайней мере. Если слушали, то сдадите и без подсказок.
4. Теоретический курс. Первое, с чем сталкивается иностранец, так это с особенностями языкового барьера. Вы можете неплохо понимать и говорить по-болгарски, но любая спецификация тут же приводит к некоторым трудностям (чего только стоит болгарское "направо"). Но, в конце-концов, есть наглядный материал, да и потом вы быстро освоите, что есть что. В нашей группе были американец, китаец и я)) Прямо анекдотическая ситуация. Кабинет для теоретических уроков был допотопным: никаких там тренажеров, современного оборудования. Дочка инструктора добросовестно вела лекции и даже ходила на дом к студентам, чтобы решать с ними листовки, объясняла задачи.
После теории нужно постоянно решать тесты, чтобы "натаскать" себя, хотя мне очень было интересно разбираться в каждом вопросе.
Что нужно сделать для подготовки к тестам? Скачиваем приложение или переходим на страницу
5. Практика. Никаких полигонов, сразу "путёвка в жизнь". 😃Наш габровский полигон когда-то был местом, с которого все начинали осваивать азы вождения, но сейчас он пришел в негодность и каждый новичок вместе с инструктором выезжает за город. Сложно описать своё волнение, а до этого бессонную ночь с урчащим от страха животом. Было очень страшно, но постепенно приходил азарт, интерес к происходящему)))
Теперь о личной ошибке. Никогда не платите всю сумму за курс. Максимум - половину его стоимости. Как только инструктор получил мои деньги, его интерес ко мне сразу поубавился, тем более, что я заявила, что никуда не спешу и мне права не горят "здесь и сейчас", хочу пройти качественную подготовку. В итоге, практика у меня была 1 раз в неделю, а потом и вовсе 1 раз в 2 недели. Можете себе представить: в каком состоянии после такого разрыва я садилась за руль?! Инструктор начинал в этот момент кричать и обвинять меня в том, что вождение - это совсем не моя стихия.
6. Теоретический экзамен. Сдан был блестяще с первого раза! В кабинете инструктора решаете успешно пару-тройку тестов и он вас записывает на официальный экзамен. Вы приходите в удобный для вас день и время, садитесь за компьютер. Вам отводится 30 минут. Всё то же самое, как и в приложении с листовками, с которыми я вставала по утрам и ложилась спать). Если готовились - сдадите без проблем. Стоимость 1 экзамена уже входит в оплату обучения, которую вы произвели. Если вы сдали, то допускаетесь до практического экзамена.
7. Практика. Инструктор устраивает вам негласный внутренний экзамен. Если вы сдаете его успешно, то он вас записывает на финальное испытание. Наконец-то он вспомнил, что должен меня обучать. Каждый день мы куролесили по городу в сопровождении криков инструктора и его проклятий в мой адрес. 😄 Тогда я поклялась, что если все это закончится, моя жизнь обретет яркие краски и я вернусь к своему прежнему состоянию.... В день экзамена собрались ученики различных школ: разговоры были исключительно о ПДД. Постепенно все погрузились в облако дыма от выкуренных сигарет, кое-кто выпил колпачок ракии)) Видя, в каком неадекватном состоянии нахожусь, инструктор решил меня кинуть на амбразуру и назначить первой в очереди таких же бедолаг. Кстати, я не сказала, что именно в день экзамена пошел сильный дождь- первый раз за два иссушающих месяца. Учитель вручил мне тряпку, советуя во время движения вытирать потеющее стекло (Ага, ЩАЗ!)) Найти бы нужную педаль, да не выломать бы "ручник"). На мой вопрос: а где находятся "дворники", раздраженно показал на нужные кнопки. Я не буду описывать какой стресс пережила во время самого экзамена. Свет. Камера. Мотор....)) После всего, "разбор полётов", визг инспектора о водительской этике и моих "косяках". Но я сдала с первого раза, хотя и была " на волоске" от провала.
💢 Первое, что сделала, придя домой - выпила чашку водки (Внимание! Алкоголь вредит вашему здоровью!) 😁 Меня трясло, как осиновый лист, но уже было все позади (какая наивная). Теперь мне предстояло ездить без инструктора, а соседство супруга или отца на пассажирском кресле, вообще не идет ни в какое сравнение с моим "добрым и воспитанным" инструктором, но это уже другая история.
8. Получение прав. Через 2 суток после экзамена, я сразу же отправилась в КАТ, благо у меня были готовы все документы. Если вам не срочно, платите пошлину на месте и терпеливо ждете ваши документы в течение 20 дней. Приезжаете в срок, забираете, в путь!
Вывод
Сдать на права в Болгарии легче, чем в России:
- Теория и практика не проходят в один день. Допускаются небольшие ошибки в теории (можно потерять 3 точки-балла)
- Нет "Полигона"
- Нет кошмарного трафика (если только это не София 🙂) и сдавать «город» не так сложно!
Самое главное. Получить качественное обучение, ведь, садясь за руль, вы становитесь ответственными не только за свое здоровье, но и здоровье окружающих, а то и жизнь!
- софия
- 59
- 9
- 3
- 8
- 1
- 5
- 0
- 1 237
0 комментариев