Перейти к публикации

Жизнь села Шипка на фотографиях Антипа Обуштарова столетней давности

BgLife
  • · 3 минуты на чтение

Ретроспективная выставка воскрешает забытый мир

6db1b889a3b5a00c100401da24bac47d.jpg.111c4d1bc36a9e68213bc7d0c92d8f5d.jpg

Совсем не обязательно иметь машину времени для того, чтобы окунуться в чей-то прошлый мир. Например, в мир фотографа Антипа Обуштарова, на стеклянных негативах которого запечатлены образы, события и пейзажи столетней давности.

874db4d19f31ea49b01d91bdcb403cff.jpg.8faec2690dbab2865eec50ab0a91373c.jpg

Стеклянные негативы Антипа Обуштарова – это своеобразная хроника жизни села Шипка с 1906 по 1931 года. 75 лет они пролежали под лестницей его родного дома, прежде чем в середине 90-х родственники фотографа решили передать их на сохранение Чирпанлиевому дому – одной из немногих сохранившихся построек эпохи болгарского Возрождения в Шипке. В начале 2021 года, наконец, нашелся человек, который просмотрел это наследие и дал ему новую достойную жизнь.

12fffc1579865212b60b8e6f47ce7110.thumb.jpg.79d6ea13e2ccebe362290d30c6e847b2.jpg

«На практике, Антип был сельским фотографом, – рассказывает фотограф Александр Иванов, занявшийся ответственной задачей представить это творчество лучшим и честным для автора образом.

3adaadae84b360a3746ab8ec29549096.jpg.42246596d0761923429c7c9667e67eb3.jpg

В селе Шипка тогда проживало около 2200 человек, было много детей и молодежи. Сотни местных жителей участвовали в двух войнах (Второй Балканской и Первой мировой – прим. Авт.) и дали более ста жертв. Антип фотографировал все, что происходило в селе, но в отличие от большинства модных фотографов у него не было собственного ателье с осветлением, столиком и фотоаксессуарами, чтобы он мог снимать того, кто к нему придет. Вместо этого он сам ходил по дворам людей, по полям, заглядывал в корчму и розоварню. Снимал он и группы, которые приезжали в село – в местный монастырь, семинарию, где был приют для брошенных детей, лазарет с русскими медиками. Местные жители считали его своим, доверяли ему и уважали, потому что он был единственный такой».

Фотографии, публикации в казанлыкской газете «Искра», семейные воспоминания, передававшиеся из поколения в поколение – постепенно жизнь Антипа Обуштарова предстает перед глазами его духовного спасителя. И оказывается невероятным сценарием для фильма.

362ae901c72549dc98a5a520668d9d2b.thumb.jpg.854422f4a4f92e4b5a70788ae2cf6f1e.jpg

Антип II родился в 1888 году, взяв имя своего маленького брата, прожившего на этом свете всего несколько дней. С малых лет он проявлял музыкальные наклонности, любил плотничать, интересовался всякими изобретениями. Фотографией стал заниматься в начале нового века и даже девять месяцев обучался этому мастерству в Вене. В Междусоюзническую и Первую мировую войну был полковым фотографом – об этом свидетельствуют снимки, которые он раздавал солдатам, чтобы те писали своим родным с фронта. А в самый трагический момент своей жизни запечатлел мертвые тела своей матери, сестры и зятя, убитых во время чисток после самого страшного теракта в истории Болгарии – в церкви Св. Недели в апреле 1925 года. А на самом волнительном кадре увековечены босоногие дети из местной школы:

a44723e374d59694a7fa03aa85ba53f1.thumb.jpg.dc85d4f20fc6ad235f6d2af7e822af1c.jpg

«Это был очень интересный исторический период, потому что бедность и богатство, война и мир, величие и падение шли рука об руку, – продолжает свой рассказ фотограф. – Эти босоногие дети впоследствии превратились в людей, поднявших нашу страну после катастрофы 1939 года, – до этого наш стандарт был соизмерим со стандартом любого европейского государства. В то время люди обладали сильным духом, у них были идеалы, которые они преследовали и достигали. Нельзя не восхититься их одухотворенными лицами. Это были очень чистые люди – они росли рядом с природой и общались друг с другом не так, как это делаем мы сегодня. Они помогали, дружили и слово «друг» тогда все еще имело смысл».

fa2711e5fd5a9291ceeec62bcfcb2d39.thumb.jpg.54f26ecfdb673c56f436a795a265c06f.jpg

Наряду с умениями фотографа, на сцену, в роли сотворца, выходит и время. Оно работает посредством влаги и света, выборочно меняет застывшую в кадрах действительность, придавая ей нереальный привкус.

5e1c51aef043188c6711def464fa62b2.thumb.jpg.0425931f00432f426ca2a8d6df69feb8.jpg

«Такое ощущение, что деструкцией кто-то руководил, – удивляется Александр Иванов. – Вот, например, мать и ребенок – от образа матери почти ничего не осталось, а ребенка время пожалело. Или вот еще одна, на этот раз групповая фотография, на которой все стерты и только два человека в центре выделяются нетронутые временем».

2b82e65fba381d859b426ec1c5518784.thumb.jpg.72dfcb222263ee281b3580f4978becf5.jpg

За день до церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы (15 августа) чудный Антиповый мир был воскрешен в ретроспективной выставке «100 лет назад» в Музее фотографии и современных визуальных искусств в Казанлыке.

По поводу своего 160-летия Дом культуры города Шипка надеется, что тоже покажет эти снимки. Идет подготовка издания альбома.

Автор: Диана Цанкова. Перевод: Снежана Никифорова. Радио Болгарии

  • Нравится 2
  • Супер 1
  • 0
  • 485
Please sign in or register to post a comment.

0
485
  • Нравится 2
  • Супер 1

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...