Перейти к публикации

Болгарское небо, часть 2

Soldat
  • · 4 минуты на чтение

.... В 7 часов утра 1 августа 1943 года англичане и американцы начали операцию под кодовым названием „Приливная волна”. 170 бомбардировщиков „Либерейтор” поднялись с аэродромов в районе Бенгази и четырьмя группами вылетели в северном направлении. Расположенная в 15 км южнее Софии германская радиолокационная станция (на горе Черни Врых) засекла эти группы, информация была передана на командный пункт болгарских ВВС. Предполагалось, что это был налет на Софию. По боевой тревоге для прикрытий болгарской столицы с аэродромов Враждебна и Божуристе (близ Софии)были подняты истребители Avia В-534, а с аэродрома близ Карлово – 10 истребителей Мессершмитт. Однако „Либерейторы” повернули в сторону румынского Плоешти, и болгарские летчики не смогли их догнать.

Через 2 часа американские самолеты, сбросив бомбы на румынские нефтепромыслы, снова появились в небе над Болгарией. Болгарские бипланы Avia снова были подняты в воздух на перехват. В принципе, для летчиков-болгар это равнялось самоубийству: их устаревшие самолеты были вооружены четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм в то время, как каждый „Либерейтор” имел по 10 крупнокалиберных пулеметов. Вот как вспоминает это столкновение в небе один стрелок-американец: „Я от удивления потер глаза - что это была за война? Первая мировая? Это выглядело, как будто произошел сдвиг во времени. Внезапно появились эти маленькие бипланы. Я был поражен, заметив, что они обстреляли нас, прежде чем снова исчезнуть”.

Несмотря на превосходство в вооружении американская авиагруппа понесла некоторый урон. Звено болгарских „Мессеров”, ведомое поручиком Стояновым, перехватило группу из 18 „Либерейторов”. В результате воздушного боя севернее Софии два американских бомбардировщика были сбиты, еще два, поврежденные, вышли из боевого порядка. По одному самолету, которые упали в районе г. Трын, сбили поручик Стоянов и подпоручик Бонев. Летчики второй авиагруппы – Христе Крастев и Петр Бочев – на „Мессершмиттах” перехватили еще одну американскую машину, которая врезалась в землю недалеко от Сливницы. Американские летчики, выпрыгнувшие с парашютами, были взяты в плен.

Смелые действия болгарских военных летчиков были отмечены на самом „верху”: 7 августа 1943 года царь Борис III лично вручил поручику Стоянову и подпоручику Боневу офицерские медали „За отвагу”.

Через 3 недели царя не стало, и на престоле оказался малолетний сын Симеон II, от имени которого правил Регентский Совет. В Болгарии постепенно начинается процесс упадка значения царской власти. Но укрепление военно-воздушных сил не останавливается: осенью Болгарии было передано 48 трофейных французских истребителей D-520, а также 12 бомбардировщиков „Юнкерс-87R”. Это было сделано как нельзя кстати, так как военные действия приближались к границам Болгарии.

В конце октября болгарские летчики в небе над Македонией атаковали американскую авиагруппу, состоящую из 40 самолетов. Тогда летчики-истребители сбили один Р-38. 14 ноября 1943 года американцы совершили свой первый массовый налет на Софию, в котором участвовало 91 бомбардировщик под прикрытием 40 истребителей Р-38. Воздушная тревога была объявлена с опозданием, и болгарские истребители стали перехватывать американцев уже на отходе, когда те сбросили свой смертоносный груз. Тогда болгары сбили 2 самолета: бомбардировщик и истребитель. Отличились поручик Николай Йорданов и подпоручик Петр Бочев. Сами болгары потеряли в этом бою 1 истребитель.

Следующий массированный налет на Софию состоялся 24 ноября, в котором приняли участие 60 бомбардиромщиков В-24 из состава американской 15 воздушной армии. В этот день болгарская служба оповещения сработала четко:с аэродромов Божуристе и Враждебна навстречу противнику взлетели 30 истребителей „Мессершмитт” и „Давуатин”. В результате воздушного боя болгарской столицы достигли только 17 бомбардировщиков. Капитан Чудомир Топлодольский, поручик Стоян Стоянов, подпоручики Михаил Григоров и Михаил Уцунов, фельдфебели Христо Цанков и Никола Краличев в результате ожесточенного воздушного боя сбили 2 бомбардировщика „Либерейтор”, 2 истребителя, повредили еще несколько боевых машин и заставили часть сил противника лечь на обратный курс. Болгарские ВВС в этом бою потеряли всего лишь 1 самолет, что говорит о достаточно высоком летном профессионализме царских офицеров и подофицеров.

Очередной налет на Софию состоялся 10 декабря 1943 года. И снова американская авиагруппа из 31 тяжелого бомбардировщика и истребителей была атакована на подступах к болгавской столице. В бою было повреждено 7 самолетов противника. Американцы же „раструбили”, что сбили 11 болгарских Д-520. Реально же болгары потеряли всего 1 самолет.

20 декабря состоялся последний в 1943 году налет на Софию. В нем участвовало 50 американских бомбардировщиков В-24 и 60 истребителей прикрытия. Им противостояли 36 истребителей „Давуатин” и 20 „Мессершмитт-109G-2” ВВС Болгарии. Болгарские экипажи встретили врага в 65 километрах юго-западнее Софии. В небе над Македонией и Болгарией в тот день было сбито 7 американских „Лайтнингов”, 4 бомбардировщика В-24 и один истребитель. Повреждено около десятка вражеских машин. Именно в этом бою совершил свой подвиг поручик Димитар Списаревский, протаранивший тяжелый „Либерейтор” на своем „Мессершмитте”, когда закончились боеприпасы. Объятые пламенем самолеты рухнули около села Панчерево. Димитар Списаревский погиб. В своих сводках американцы сообщили, что в результате этого боя они сбили 28 болгарских самолетов. Но это было ложью: реально сбито всего лишь 2 болгарских истребителя.

Американские бомбардировки 1943 года Софии и других болгарских городов произвели подавляющее впечатление на местных жителей, которые на себе ощутили все ужасы войны. Специалисты отмечают, что болгарская столица была совсем не подготовлена к спасению мирных жителей: не хватало бомбоубежищ, прочных подвалов, пожарных бригад, средств и персонала медицинской помощи. Это, кстати, отмечали и представители германских Люфтваффе в Софии. Единственной защитой от налетов вражеской авиации были истребители и их храбрые экипажи. Но после каждого воздушного боя их становилось все меньше…

Правительство Болгарии запросило в Рейхе дополнительную помощь в истребительной авиации, и Герман Геринг клятвенно обещал выделить для болгарских ВВС достаточное число самолетов. Он сдержал свое обещание, но обещанная помощь пришла позднее.

А сначала был „Черный понедельник”….

Продолжение следует

  • Супер 5
  • 4
  • 2 615
4
2,6k
  • Супер 5

4 комментария

dervish

В Енино, в храме, видел надгробие с фотографией офицера. Надпись гласила, что это поручик (ФИО не помню), летчик, который погиб в 1943 г., защищая свою Родину. Я еще удивился, вроде бы РККА к границам Болгарии подошла в 1944 г. Теперь понятно, в боях с кем погиб герой.

Gallat
София

Солдат! Алексей!

Читала с замиранием сердца.

Miky
В Енино, в храме, видел надгробие с фотографией офицера. Надпись гласила, что это поручик (ФИО не помню), летчик, который погиб в 1943 г., защищая свою Родину. Я еще удивился, вроде бы РККА к границам Болгарии подошла в 1944 г. Теперь понятно, в боях с кем погиб герой.

Если говорите о село Енино Хасковско, то по всей вероятности речь идет о подпоручик Йордан Тодоров, летчик истребитель из 3/6 истребительного орляка. Пират / такая была его кличка /, был тяжело ранен во время воздушных боев над Софии 14 ноября 1943г. И погиб по всей вероятности после потери сознания, во время второй попытки приземит свой самолет на аэродром Божурище. А из этой деревни, вроде была его супруга, сам он родом из Добрича.

Гочоолу

Должень отметить, что почти все военные летчики были сиротами -дети солдат и офицеров, погибших в Балканских войн. Этим можно обьяснить (частично) их боевую прыть. Например - немецкие инструкторы учили их, что нельзя атаковать летающую крепость в лоб - из за сильную картечную защищеность. Болгарски летчики всегда атаковали в лоб армаде, рассеявая ее строй- этим можно обьяснить большие потери англо-американцев.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Записи в блоге

    • Поти не нашла, только Батуми, не могли бы подсказать где смотрите? Из Бургаса в Батум получается почти 3 дня плыть, цена на легковушку 390 евро, плюс 190 евро на человека
    • Подали на учебную визу в Консульство в Питере 2 недели назад. Ожидаем ответ.
    • @Ellyn
      > В итоге, мы остановились на школе ЕСПА.
      Здравствуйте. Хочу вас спросить.
      1. Почему эта испанская школа обогнала немецкие, английские или французские? Вы не могли бы рассказать, какие детали тогда склонили выбор в сравнении с другими иностранными школами?
      2. Как вам в итоге ощущения через несколько лет? Что можете сказать, проучившись в той школе?
      3. Не совсем поняла из текста всё-таки про предучилищен класс: сначала вы не думали, что это будет одна и та же школа, и рассказали об этом открытии для себя или всё-таки школа и пк могут не совпадать и вы успели поучиться и в другой школе пк, и поступить в первый класс уже в другую школу?
      Тоже собираю информацию сейчас и хотелось бы знать, кто как прошёл этот квест.
    • Спасибо за интересный обзор!
    • Работает! Спасибо.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      470
    • Всего записей
      2 455

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...