Перейти к публикации

Освобождение Болгарии

Soldat
  • · 15 минут на чтение

Недавно, 1 июля, исполнилось 135 лет со дня подписания позорного Берлинского трактата, который пересмотрел итоги русско-турецкой войны и борьбы болгар за независимость и целостность страны.

Хотелось бы поделиться некоторыми малоизвестными фактами и своими мыслями о вкладе Российской Империи в деле обретения Болгарией независимости от Турции, о российской политике 19 века на Балканах. Приводимые сведения основаны исключительно на российских источниках информации. То есть, получается, что это российский взгляд на балканские события.

Турецкая Империя дряхлела. Те законы и установки, которые прекрасно „работали” в XIV- XVII веках, уже устарели, а центробежные силы народов, населяющих Порту заметно усилились. Правда, в Российской Империи и в странах Европы даже в начале 19 века не придавали особого значения судьбе болгарского народа. В России конца 18 – начала 19 века вообще мало что знали о болгарах, которых называли не иначе как „турецкие христиане”. Пожалуй, впервые в России заговорили о болгарах после 1803 года, когда первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский опубликовал свой трактат "Рассуждение о мире и войне" , где предложил проект союза славянских народов как федерации независимых государств. По его мнению, Болгария была "…населена народами единого племени со славянами и сербами — она составит свою область. Если принять в рассмотрение все разорения и бедствия, какие она одна претерпевает, то довольно найдется оправдания к восприятию каждому народу своей собственной над собою власти. По единоплеменству и соседству составят болгары один язык с сербами, кроатами, босняками, далматами и всеми славянами и независимые соединенные области одной державы славяно-русского народа". Конечно, сейчас это звучит несколько наивно, но для того времени это был смелый проект.

Более подробную информацию о болгарах русская интеллигенция начала получать от участников русско-турецких войн 1806-1812 годов и 1828-1829 годов. Кстати, уже в последней русско-турецкой войне болгары начали создавать вооруженные отряды для антитурецкой борьбы, однако русские военачальники, имевшие приказ не возмущать местное население, отвергали помощь болгар, а кое-где даже и разоружали повстанцев. Как бы то ни было, в результате этой войны свободу получила Греция (1830 г.), некоторую автономию – Сербское княжество и Валашские княжества, а о независимости или автономии Болгарии речи вообще не шло. Император Николай Iи его окружение вообще не рассматривали болгар, как участников балканских событий. Императора интересовала, в первую очередь, проблема статуса Проливов, их доступность для русской торговли.

В это же время, в1829 году в Москве появилось сочинение молодого историка Юрия Венелина «Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам». Это сочинение стало настоящей сенсацией и произвело фурор в читающих российских кругах. В нем говорилось о великой цивилизации, совершенно неизвестной россиянам. Как следовало из книги Венелина, средневековое Болгарское царство было когда-то грозным соперником даже могущественной Византии. Трудно было поверить, что этот небольшой народ, фактически растворенный в турецкой среде и больше известный под именем «турецких христиан», был создателем самого раннего государства у славян, что именно болгары первыми из славянских народов приняли христианство. И, наконец, что именно оттуда уже переведенные на славянский язык Библия, Евангелие и другие богослужебные тексты были принесены в конце Х века на Русь. Имена болгарских царей и военачальников, события бесчисленных войн с Византией, сопровождавшихся славными победами и сокрушительными поражениями – все это словно предстало воочию перед русскими читателями. И кто бы мог подумать, что рядом, на земле, по которой не раз прошла с боями русская армия в войнах с Турцией, существовала великая культура. Справедливости ради, нужно отметить, что у Веселина было допущено много неточностей. Но начало было положено. Вскоре (в 1834 году) появилось на свет повесть А. С. Пушкина „Кирджали”, после этого проблема судеб балканских народов много раз поднималась различными российскими публицистами и писателями. Развивались идей панславизма, был вытащен из пыльных сундуков проект Екатерины II об изгнании турок из Европы и создании великой славянской империи со столицей в Константинополе. Таким образом, в российской интеллигенции стали развиваться идеи помощи „угнетенному болгарскому народу”, „братьям-единоверцам”. Российские патриоты стали усиленно разыгрывать славянскую карту на Балканах. Так, Алексей Суворин называл болгар «бедными неграми славянского племени». А вот политика официальных российских властей в отношении болгар шаталась из стороны, как пьяница в церковный праздник. Эта политика, часто очень непоследовательная, проводилась с оглядкой на Британию, Австрию, Пруссию и Францию. Излишняя осторожность, по моему мнению. Слишком долго Россия надеялась, что европейские державы предпримут какие-либо действия. Ничего подобного не было. Англия (извечный недоброжелатель и враг России) боялась усиления русского влияния на Балканах, Австрия облизывалась на Сербию, Боснию и Герцеговину, а Пруссию (которая истенсивно вооружалась) интересовали районы Малой Азии и соперничество с Британией.

Но вернемся к Болгарии. После вывода русских войск из страны в 1830 году, туда тут же вернулись турецкие войска. Ни о какой терпимости со стороны турецкой администрации речи уже не шло. Примерно в это время в Болгарии побывал русский поэт В. Г. Тепляков, который поведал в России о разрушениях в крае и притеснениях болгарских христиан. Еще 50 лет болгарам предстояло жить в условиях турецкой оккупации, т. к. простым „сожительством” турецкий режим после 1830 года уже назвать было нельзя. Причем, турки даже стали чувствовать себя уверенней после поражения России в Крымской войне 1853-1854 г. Г.

А что же другие европейские страны? Войну греков за независимость кроме Российской Империи поддерживали и финансировали Англия и Франция, стремление сербов к автономии поддерживала Австрия, которая потом усилила свое влияние на западе Балкан. Судьба же болгар мало кого интересовала. Кроме самих болгар. За оставшиеся 50 лет турецкого владычества страна пережила по меньшей мере 9 крупных и мелких восстаний против власти турок. В связи с этим султан Абдул Меджид пошел на уступки: специальным фирманом было провозглашено равенство в правах мусульман и немусульман. Последним разрешалось служить в армии и занимать государственные должности. Большую победу добилось болгарское духовенство, подчинявшееся ранее греческому патриарху в Стамбуле. 3 апреля 1860 г. Во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. В сущности это стало фактом отделения болгарской церкви от греческой патриархии. Кстати, сначала российское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской империи под началом Константинопольской патриархии. Но с приездом в Стамбул нового русского посла графа Николая Павловича Игнатьева официальная позиция Российской Империи коренным образом изменилась. О графе Игнатьеве следовало бы когда-нибудь рассказать отдельно: талантливый человек высочайшей эрудиции, искусный дипломат и ярый славянофил – он нашел подход к высшим должностным лицам Порты. С помощью русского золота, как мне кажется.

Как бы то ни было, но 28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви, во главе с экзархом, избирать которого должны были высшие болгарские церковные служители, а утверждать патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата не устроило греческую патриархию. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. Экзарха Антима I, но и объявила болгар раскольниками. Но экзархат был создан и начал действовать, что явилось крупной победой болгарских религиозных деятелей.

.. Не буду рассказывать о деятельности болгарских революционеров и национальных организаций: информации об этом много. Отмечу лишь, что Георгий Раковский – один из лидеров национально-освободительного движения – в 50-60-х годах искал поддержку идеям освобождения болгар во многих странах: в Британии, Австрии, России, Франции. Следует отметить, что к России Георгий Раковский относился весьма настороженно. В отличие от другого лидера – Любена Каравелова, который видел в России друга, способного прийти на помощь болгарам. Однако, пока везде было одно и то же: обещания, консультации, пустые посулы. В апреле 1876 года в Берлине собралась конференция по Балканской проблеме, где Российскую Империю представлял Государь Император Александр II и престарелый канцлер князь Горчаков (политик-западник). Бурную деятельность по „забалтыванию” конференции развил австрийский министр иностранных дел граф Андраши (по некоторым сведениям – махровый гей). Итог конференции: декларация ни о чем. Турция высказалась рассмотреть итоги совместного заявления. Что это означает на дипломатическом языке, думаю, понятно.

В это время болгарские повстанцы решили действовать самостоятельно. В апреле 1876 года началось восстание болгар, неплохо подготовленное, кстати. Итог был предсказуем: оно было потоплено в крови. Турки окончательно отодвинули в сторону все внешние приличия и начали просто резать болгар. Особо „отличились” албанские башибузуки, это были настоящие каратели, не признававшие никаких норм гуманизма, не щадившие никого – ни стариков, ни детей. Википедия утверждает, что это восстание было негативно встречено представителями крупной болгарской буржуазии. А это говорит о том, что далеко не все в стране поддерживали восставших. Существует также мнение, что предводители восстания изначально не верили в возможность победы, а стремились ценою жертв заставить ведущие европейские страны принять кардинальные меры против Турции. Как бы то ни было, число жертв в ходе подавления восстания исчислялось десятками тысяч человек.

Вот тут-то и поднялась мощная волна протестов в странах Европы и, особенно, в Российской Империи. Кроме того, что российское правительство заявило официальный протест, в России резко активизировалось движение „снизу”. Славянское общество, многочисленные Славянские комитеты развернули бурную деятельность на всей территории Империи: от Сахалина до Царства Польского и Великого княжества Финляндия. Именно это и не что иное заставило кабинет министров и лично Императора Александра Николаевича склониться в сторону самостоятельных действий России и не дожидаться реакции стран-участниц переговорного процесса по балканским проблемам. Но Горчаков убедил Императора вновь сесть за стол переговоров.

В середине декабря в Лондоне собралась еще одна международная конференция. Российскую Империю там представлял граф Игнатьев, который специально приехал из Стамбула. Николаю Павловичу удалось убедить своих коллег из Англии, Австрии и Франции подписать обращение к Порте с требованием предоставить славянским народам автономию. В обращении говорилось и об особом статусе международного управления Болгарией. Как часто бывало и до этого, гадить стала именно Британия. Англичане, боясь российского усиления в Болгарии, втихаря убедили в январе 1877 года турок послать условия международных трибований на три буквы. Что и было сделано. В марте представители 6-ти государств еще направили совместный ультиматум Турции, но турки, подстрекаемые британцами, опять ответили отказом. Ситуация, благодаря англичанам, опять зашла в тупик. Гора родила мышь.

Император Александр Николаевич, умнейший правитель России, давно уже понял, что с западными державами каши не сваришь. Еще в октябре 1876 года, отдыхая в Крыму, он отдал приказ о тайной частичной мобилизации русской армии и ее скрытом сосредоточении в Молдавии. Канцлер Горчаков (большой друг западных министров и канцлеров) вновь убедил императора не объявлять пока войну Турции. Типа: все рассосется само собой. Не рассосалось, однако: на Балканах все сильнее завязывался узел противоречий.

11 апреля 1877 года русский поверенный в делах в Константинополе известил Порту, что ему приказано вместе со всеми чинами посольства и консулами порвать с Турцией дипломатические сношения и выехать из ее пределов. Прочь все колебания! Александр решился разрубить балканский узел мечом. Он выехал к армии, сосредоточенной в Бессарабии, и 12 апреля 1877 г. Подписал в Кишиневе манифест об объявлении войны Турции с целью добиться «улучшения и обеспечения положения угнетенного христианского населения Турции». В своих дневниках граф Дмитрий Алексеевич Милютин так описывает это событие в Кишиневе, когда армия и народ приняли объявление войны: после молебна и нескольких слов государя к окружавшим его офицерам, «вся толпа и офицеров и солдат одушевилась таким энтузиазмом, какого еще никогда не случилось мне видеть в наших войсках. Они кричали, бросали шапки вверх, многие навзрыд плакали. Толпы народа бежали потом за государем с криками «ура». — Очевидно, что нынешняя война с Турцией вполне популярна». Затем государь через Киев поехал в Москву. И в Киеве и в Москве население встречало его «с неподдельным энтузиазмом». Царь приказал Горчакову уведомить об этом иностранные дворы, что и было сделано. Горчаков писал в своем циркуляре: «Его Императорское Величество сохраняет уверенность, что он действует соответственно чувствам и интересам Европы», — однако никто в Европе не пошевелился для помощи России, а Англия отнеслась к русскому выступлению с явной неприязнью, упрекала Россию в нарушении Парижского трактата и предупреждала, что если бы русские военные действия распространились на Константинополь, Босфор или Дарданеллы, то это повлекло бы вмешательство Англии в войну. Особо „отличился” в угрозах России премьер-министр Британии Дизраэли (самизнаетекакой национальности, кстати).

В июне русская армия переправилась через Дунай. Румыния пропустила российские войска (а куда ей было деваться?), на стороне России выступила только маленькая Черногория.

Боевые действия описывать не собираюсь, т. к. об этом материала вполне достаточно.

В январе 1878 года русская императорская армия стояла в 10 верстах от Стамбула, в местечке Сан-Стефано. Турция была разгромлена, султан молил о мире, а Британия была готова начать войну с Россией. В Мраморном море маячила сильная эскадра английского флота. На судьбу болгар Британии было совершенно плевать, а вот усиление влияния России на Балканах для английских джентльменов было совершенно невыносимым.

Ряд генералов и военный министр Милютин пытались убедить Императора Александра Николаевича вступить с армией в Константинополь, где, по некоторым сведениям, уже начали сооружать смотровые трибуны. Но тот был непреклонен, ибо угроза войны с Британией, по его мнению, была вполне реальна. По моему мнению, надо было однозначно оккупировать турецкую столицу. Позже объясню. Согласно Сан-Стефанскому мирному договору Болгария (включая Македонию и доходя на юге до Эгейского моря) образует автономное княжество с христианским правительством и «земским войском»; собрание именитых людей Болгарии выработает конституцию и выберет князя, который будет затем «утвержден Блистательною Портою, с согласия держав»; до тех пор страна будет находиться под управлением российского императорского комиссара, и русские войска будут занимать Болгарию приблизительно в течение 2 лет, до образования болгарского земского войска; новое государство будет платить султану дань (установленную по соглашению между Россией, Турцией и другими державами), но «оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии». Но последующая конференция в Берлине в июне 1878 года пересмотрела некоторые итоги борьбы русских и болгар. Не участвовашие в боевых действиях европейские страны разделили Болгарию на три части. Российская Империя потерпела дипломатическое поражение, ибо специалисты полагали, что воевать с Британией пока невозможно: война „съела” два годовых бюджета великой страны. Так вот, по моему мнению, русской императорской армии следовало бы занять Стамбул, британцы бы ничего не смогли сделать. Так считал, кстати, и главнокомандующий русской армией Великий Князь Николай Николаевич Романов. Понятно, что в этом случае у русских дипломатов появился бы дополнительный козырь. Возможно, итоги Берлинской конференции были бы совсем другими.

Заключение

  1. Болгары сказали: „Большое спасибо. Мы никогда не забудем о русской пролитой крови. Но дальше пойдем самостоятельно”. И они не забыли: 400 больших и малых памятников по всей стране и бесчисленное количество улиц, бульваров, скверов и проспектов, носящих имена россиян-героев той войны.
  2. Император Всероссийский Александр Николаевич Романов ровно через 3 года был убит отморозками-террористами организации „Народная Воля”. Вспомним, кому всегда мешала сильная Российская Империя…

... Манифест по случаю объявления независимости отмечался по всей стране. В шифрованной телеграмме Фердинанду о настроениях в столице его личный секретарь Чапрашков писал: «Энтузиазм во всем городе неописуем. Все улицы и площади, заполненные толпами народа, которые взаимно поздравляют друг друга «Поздравляем с Царством» («Честито Царство») и криками «Ура!...» Все магазины обвешаны флагами. Никогда столица не была в таком восторге».

Тут же некоторые из ведущих государств не признали акт об объявлении независимости Болгарии, который, по их мнению, затрагивал гарантированные Берлинским договором их собственные интересы в качестве кредиторов Турции. Англия, а также Франция и Австро-Венгрия, которые еще недавно подталкивали Фердинанда к объявлению независимости, высказываются за необходимость компенсации Османской империи. К примеру: дипломатический агент Джордж В. Бьюкенен настаивал перед болгарским министром иностранных дел Стефаном Паприковым, чтобы Болгария выплатила Турции компенсацию за соединенную с Княжеством Болгария в 1885 г. Южную Румелию. Специальным меморандумом Англия внушала Турции, что наступил момент получить от Болгарии все, что ей положено по условиям Берлинского договора. Высокая Порта выдвигает требования о денежной компенсации болгарскому министру Андрею Ляпчеву, который был отправлен от имени правительства Александра Малинова в Константинополь с задачей начать переговоры с турецким правительством о признании независимости Болгарии.

Однако болгарское правительство Александра Малинова твердо заявило, что у него нет намерения отступать, даже если дело дойдет до войны. Была объявлена частичная мобилизация. И не напрасно. 14 октября 1908 г. Мировые державы принуждают Болгарию и Турцию начать двусторонние переговоры для разрешения возникших проблем.

Турция предъявляет абсолютно не приемлемые требования о денежной компенсации в размере 650 млн. Золотых левов – сумма, которая в восемь раз превышала тогдашний государственный бюджет Болгарии. Болгария заявила о готовности уплатить не более 57,5 млн. Золотых левов. (В некоторых источниках говорится не о золотых левах, а о золотых франках.) В результате дальнейшего торга сумм достигла 82 млн. Золотых левов. И точка. Переговоры были прерваны в результате твердой позиции обеих сторон. Болгария и Турция стали готовиться к войне…

И тут, именно в этот момент в события активно вмешивается русская дипломатия. Министр иностранных дел А. П. Извольский предлагает неожиданную, но целесообразную и безупречную в политическом отношении финансовую комбинацию по урегулированию проблемы с болгарской независимостью с учетом интересов Болгарии и при прямом участии России.

17(30) января 1909 г. Русский дипломатический представитель в Софии Д. К. Семеновский-Курилло вручает Александру Малинову специальное предложение правительства Петра Столыпина для урегулирования проблемы независимости посредством финансовой комбинации между Россией, Турцией и Болгарией: Россия прощает оставшийся ей еще от войны 1877-1878 гг. Долг Турции на сумму в 125 млн. Золотых франков. Турция соглашается на это в качестве компенсации за убытки от объявления болгарской независимости. За это Болгария обязуется выплатить России сумму в 82 млн. Золотых франков. Но т. к. Болгария не располагала такими деньгами, Россия предложила ей выгодный кредит на продолжительное время и под низкий процент.

3 марта 1909 г. В Санкт-Петербурге министры иностранных дел России А. П. Извольский и Турции Рифат-паша подписали русско-турецкий протокол, как предварительное соглашение, которое определяло финансовую схему за признание болгарской Независимости. 6 апреля 1909 г. В Константинополе Андрей Ляпчев и Рифаат паша в присутствии послов Англии, Франции и России подписали болгаро-турецкий протокол, в котором Турция признавала независимость Болгарии. В тот же день в Санкт-Петербурге была заключена болгаро-русская финансовая сделка. Россия предоставляла Болгарии заем, без гарантий и контроля, в размере 82 млн. Левов на 75-летний срок под 4,75 % , начало выплаты - с1 октября 1909 г.

7 апреля 1909 г. Независимость Болгарии была признана Россией, а затем Англией, Францией, Италией, Сербией, Черногорией и Румынией. Болгария получает свое окончательное признание без использования военной силы. Так закончился длительный процесс возрождения болгарского государства.

В заключение следует отметить, что установленную договорами сумму компенсации за свою независимость Болгария так и не выплатила России.

А через 5 лет страна присоединилась к противникам Российской Империи в Первой Мировой войне…

В самом начале 20-х годов правительство В. И. Ульянова-Ленина взяло и простило Болгарии остаток этого долга. Неизвестно, что двигало вождем мирового пролетариата, когда он принимал это решение. Возможно его лозунг 1917 года: «Мир без аннексий и контрибуций». Хотя эта сумма не была контрибуцией, а установленная несколькими договорами денежная компенсация за нарушение статей Берлинского договора.

Как бы то ни было, на этом и заканчивается история с ценой за независимость Болгарии.

Вот и все 🙂

  • Нравится 1
  • Супер 5
  • 5
  • 2 727
5
2,7k
  • Нравится 1
  • Супер 5

5 комментариев

Gallat
София

Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

Miky

Ну так как начали разговор об малоизвестных фактов этого периода, то могу добавить два таких.

Во первых, в составе русской армии действувал болгарский отряд под предводительством кап. Георгия Мамарчева, который дошел до Сливена. После заключения Адрианополского мирного договора, убеждаясь что практически в результате войны для болгарские земли не предвидятся никакие изменения, он попытался организовать востание в Сливена и Котела, но был посставлен под стражи во избежения возможных нежелательных дипломатических последствии. Потом стал губернатором Силистры, пока она находилась под русском управлении. Так же, Мамарчев является дядя по матери бележитого деятеля и основоположника организованого национально-освободительного движения Болтарии, Г. С. Раковски.

В тоже время, после заключения Адрианопольского мирного договора Блистательная порта направила делегация в Санкт Петербург на переговорах о решения ряд неуточненых вопросов между странами по регулирования последствия войны. С османской стороны эту делегацию возглавлял видный османский дипломат и администратор Стефан Богориди, болгарин, внук бележитого болгарского просветителя и духовника и епископа Софроний Врачански. Богориди был губернатором Галаца, каймакамином Молдовы, драгоманом / дипломатическо-административная должность / Осмонского флота. После выполнения задания по переговоров с Руссий, назначен советником султана Махмута 2 и принимает активное участие в переговорах о независимости Греции. Имперский советник и член совета для законодательных реформ в ОИ/ танзимате / при султане Абдум -Меджит.

Благодаря его активной роли был выдан сультанский ферман разрешающий строительство чисто болгарской церкви в Стамбуле и для этой цели Стефан Богориди подарил свой дом в квартале Фенер. Первоначально там построили небольшой параклис, а потом на его месте построеная известная Железная церковь в Стамбуле, которая неслучайно называется СВ. Стефан.

Его дети Александр/ Алеко Паша / и Никола видные османские деятели и административные чиновники. Алеко назначен князем Восточной Румелии после Руско-турецкой войны, а Никола был каймакамином Молдовы и при его управлении и с его поддержкой создалась болгарская гимназия в Болграде, где учились многие представители болгарской интелигенции.

А иначе общее между Георги Мамарчев и Стефан Богориди, что оба рождены в г. Котел.:) В свое время, незначительное и ничем не примечательное сейчас городишко, было центром общественой и хозяйственой жизни и родное место многих выдающихся представителей болгарской интелигенции.

Soldat
Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

В принципе, я об этом говорил в записках о турецком иге. Турки, ка правило, не делали различия по национальному признаку. Они делили государство на религиозные миллеты.

Gallat
София
В принципе, я об этом говорил в записках о турецком иге. Турки, ка правило, не делали различия по национальному признаку. Они делили государство на религиозные миллеты.

Да, говорили. Но смысл в том, что и Греция в тот момент тоже была "под" османами. Но, при этом, могла эллинизировать, другие страны!

Miky
Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

Я специалистом по истории отнють те являюсь, но все таки могу сказать следующее. В процессе падения под Османской власти болгарское государство как единное гособразование почти те существувало, а были несколько независимых или полузавесимых друг от друга феодальных княжеств. Часть борьбы их владетелей за самостоятельность и отделение от центра было и установление некой самостоятельности от БПЦ, которая правила в Търновском церстве. Охридская епископия давно была самостоятельной, Видинская митрополия при Ивана Страцимира перешла к Константинопольского патриарха, територия Добротицы/ Добруджа / тоже. После возникновения проблем с выполнения васальского договора Ивана Шишмана/ кстати не знаю известно ли, но его сестра была жена султана Мурада 1/ и взятие Търново, действующий патриарх Евтимий был сослан в Бачковском монастыре. На его месте Константинопольская патриаршия послала другого митрополита и таким образом формально закончился процес распада болгарской патриаршии, который наметился как явление еще ранше. Здесь об елинизации церкви по моему говорить нельзя, такой процес имел место гораздо позже, в более поздные века/ 18-19 в./ когда появилось греческое самосознание и самостоятельная греческая национальная идея. В этот момент просто административно церква перешла под контролем Константинополского патриарха, что вполне логично. Раз не существует самостоятельное царство, какая может быть патриаршие, просто раг церкви понижается.

Please sign in or register to post a comment.
  • Записи в блоге

    • Узнала сегодня такую новость. Теменуга опять запела и опять победитель. Скоро буду ее поздравлять.
      Ансамбъл Георги Чилингиров при НЧ"Отец Паисий 1926"с. Полк. Серафимово с ръководител Съби Кайджиев взе участие в XIV Балкански национален шампионат по фолклор "Евро фолк 2024"и XXVII Старопланински събор "Балкан фолк 2024" под егидата на Юнеско гр. Велико Търново.
      Ансамбълът бе награден златен медал, почетния знак на фестивала, грамота, препоръка, дипломи. Също така и с индивидуално участие на Димитър Дърмонев и с дуета на Теменужка Дукатева и Димитър Дърмонев.
      Честито на ансамбъла с пожелание за много здраве и още много много успехи.🍀🍀🍀
    • Да
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      169
    • Всего записей
      1 370

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...