Перейти к публикации

Освобождение и политика, ч.1

Soldat
  • · 5 минут на чтение

Недавно, 1 июля, исполнилось 135 лет со дня подписания позорного Берлинского трактата, который пересмотрел итоги русско-турецкой войны и борьбы болгар за независимость и целостность страны.

Хотелось бы поделиться некоторыми малоизвестными фактами и своими мыслями о вкладе Российской Империи в деле обретения Болгарией независимости от Турции, о российской политике 19 века на Балканах. Приводимые сведения основаны исключительно на российских источниках информации. То есть, получается, что это российский взгляд на балканские события.

Турецкая Империя дряхлела. Те законы и установки, которые прекрасно „работали” в XIV- XVII веках, уже устарели, а центробежные силы народов, населяющих Порту заметно усилились. Правда, в Российской Империи и в странах Европы даже в начале 19 века не придавали особого значения судьбе болгарского народа. В России конца 18 – начала 19 века вообще мало что знали о болгарах, которых называли не иначе как „турецкие христиане”. Пожалуй, впервые в России заговорили о болгарах после 1803 года, когда первый директор Царскосельского лицея В. Ф. Малиновский опубликовал свой трактат "Рассуждение о мире и войне" , где предложил проект союза славянских народов как федерации независимых государств. По его мнению, Болгария была "…населена народами единого племени со славянами и сербами — она составит свою область. Если принять в рассмотрение все разорения и бедствия, какие она одна претерпевает, то довольно найдется оправдания к восприятию каждому народу своей собственной над собою власти. По единоплеменству и соседству составят болгары один язык с сербами, кроатами, босняками, далматами и всеми славянами и независимые соединенные области одной державы славяно-русского народа". Конечно, сейчас это звучит несколько наивно, но для того времени это был смелый проект.

Более подробную информацию о болгарах русская интеллигенция начала получать от участников русско-турецких войн 1806-1812 годов и 1828-1829 годов. Кстати, уже в последней русско-турецкой войне болгары начали создавать вооруженные отряды для антитурецкой борьбы, однако русские военачальники, имевшие приказ не возмущать местное население, отвергали помощь болгар, а кое-где даже и разоружали повстанцев. Как бы то ни было, в результате этой войны свободу получила Греция (1830 г.), некоторую автономию – Сербское княжество и Валашские княжества, а о независимости или автономии Болгарии речи вообще не шло. Император Николай Iи его окружение вообще не рассматривали болгар, как участников балканских событий. Императора интересовала, в первую очередь, проблема статуса Проливов, их доступность для русской торговли.

В это же время, в1829 году в Москве появилось сочинение молодого историка Юрия Венелина «Древние и нынешние болгаре в политическом, народописном, историческом и религиозном их отношении к россиянам». Это сочинение стало настоящей сенсацией и произвело фурор в читающих российских кругах. В нем говорилось о великой цивилизации, совершенно неизвестной россиянам. Как следовало из книги Венелина, средневековое Болгарское царство было когда-то грозным соперником даже могущественной Византии. Трудно было поверить, что этот небольшой народ, фактически растворенный в турецкой среде и больше известный под именем «турецких христиан», был создателем самого раннего государства у славян, что именно болгары первыми из славянских народов приняли христианство. И, наконец, что именно оттуда уже переведенные на славянский язык Библия, Евангелие и другие богослужебные тексты были принесены в конце Х века на Русь. Имена болгарских царей и военачальников, события бесчисленных войн с Византией, сопровождавшихся славными победами и сокрушительными поражениями – все это словно предстало воочию перед русскими читателями. И кто бы мог подумать, что рядом, на земле, по которой не раз прошла с боями русская армия в войнах с Турцией, существовала великая культура. Справедливости ради, нужно отметить, что у Веселина было допущено много неточностей. Но начало было положено. Вскоре (в 1834 году) появилось на свет повесть А. С. Пушкина „Кирджали”, после этого проблема судеб балканских народов много раз поднималась различными российскими публицистами и писателями. Развивались идей панславизма, был вытащен из пыльных сундуков проект Екатерины II об изгнании турок из Европы и создании великой славянской империи со столицей в Константинополе. Таким образом, в российской интеллигенции стали развиваться идеи помощи „угнетенному болгарскому народу”, „братьям-единоверцам”. Российские патриоты стали усиленно разыгрывать славянскую карту на Балканах. Так, Алексей Суворин называл болгар «бедными неграми славянского племени». А вот политика официальных российских властей в отношении болгар шаталась из стороны, как пьяница в церковный праздник. Эта политика, часто очень непоследовательная, проводилась с оглядкой на Британию, Австрию, Пруссию и Францию. Излишняя осторожность, по моему мнению. Слишком долго Россия надеялась, что европейские державы предпримут какие-либо действия. Ничего подобного не было. Англия (извечный недоброжелатель и враг России) боялась усиления русского влияния на Балканах, Австрия облизывалась на Сербию, Боснию и Герцеговину, а Пруссию (которая истенсивно вооружалась) интересовали районы Малой Азии и соперничество с Британией.

Но вернемся к Болгарии. После вывода русских войск из страны в 1830 году, туда тут же вернулись турецкие войска. Ни о какой терпимости со стороны турецкой администрации речи уже не шло. Примерно в это время в Болгарии побывал русский поэт В. Г. Тепляков, который поведал в России о разрушениях в крае и притеснениях болгарских христиан. Еще 50 лет болгарам предстояло жить в условиях турецкой оккупации, т. к. простым „сожительством” турецкий режим после 1830 года уже назвать было нельзя. Причем, турки даже стали чувствовать себя уверенней после поражения России в Крымской войне 1853-1854 г. Г.

А что же другие европейские страны? Войну греков за независимость кроме Российской Империи поддерживали и финансировали Англия и Франция, стремление сербов к автономии поддерживала Австрия, которая потом усилила свое влияние на западе Балкан. Судьба же болгар мало кого интересовала. Кроме самих болгар. За оставшиеся 50 лет турецкого владычества страна пережила по меньшей мере 9 крупных и мелких восстаний против власти турок. В связи с этим султан Абдул Меджид пошел на уступки: специальным фирманом было провозглашено равенство в правах мусульман и немусульман. Последним разрешалось служить в армии и занимать государственные должности. Большую победу добилось болгарское духовенство, подчинявшееся ранее греческому патриарху в Стамбуле. 3 апреля 1860 г. Во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. В сущности это стало фактом отделения болгарской церкви от греческой патриархии. Кстати, сначала российское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской империи под началом Константинопольской патриархии. Но с приездом в Стамбул нового русского посла графа Николая Павловича Игнатьева официальная позиция Российской Империи коренным образом изменилась. О графе Игнатьеве следовало бы когда-нибудь рассказать отдельно: талантливый человек высочайшей эрудиции, искусный дипломат и ярый славянофил – он нашел подход к высшим должностным лицам Порты. С помощью русского золота, как мне кажется.

Как бы то ни было, но 28 февраля 1870 г. Порта издала Фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви, во главе с экзархом, избирать которого должны были высшие болгарские церковные служители, а утверждать патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата не устроило греческую патриархию. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. Экзарха Антима I, но и объявила болгар раскольниками. Но экзархат был создан и начал действовать, что явилось крупной победой болгарских религиозных деятелей.

  • Супер 5
  • 5
  • 2 311
5
2,3k
  • Супер 5

5 комментариев

Gallat
София

Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

Miky

Ну так как начали разговор об малоизвестных фактов этого периода, то могу добавить два таких.

Во первых, в составе русской армии действувал болгарский отряд под предводительством кап. Георгия Мамарчева, который дошел до Сливена. После заключения Адрианополского мирного договора, убеждаясь что практически в результате войны для болгарские земли не предвидятся никакие изменения, он попытался организовать востание в Сливена и Котела, но был посставлен под стражи во избежения возможных нежелательных дипломатических последствии. Потом стал губернатором Силистры, пока она находилась под русском управлении. Так же, Мамарчев является дядя по матери бележитого деятеля и основоположника организованого национально-освободительного движения Болтарии, Г. С. Раковски.

В тоже время, после заключения Адрианопольского мирного договора Блистательная порта направила делегация в Санкт Петербург на переговорах о решения ряд неуточненых вопросов между странами по регулирования последствия войны. С османской стороны эту делегацию возглавлял видный османский дипломат и администратор Стефан Богориди, болгарин, внук бележитого болгарского просветителя и духовника и епископа Софроний Врачански. Богориди был губернатором Галаца, каймакамином Молдовы, драгоманом / дипломатическо-административная должность / Осмонского флота. После выполнения задания по переговоров с Руссий, назначен советником султана Махмута 2 и принимает активное участие в переговорах о независимости Греции. Имперский советник и член совета для законодательных реформ в ОИ/ танзимате / при султане Абдум -Меджит.

Благодаря его активной роли был выдан сультанский ферман разрешающий строительство чисто болгарской церкви в Стамбуле и для этой цели Стефан Богориди подарил свой дом в квартале Фенер. Первоначально там построили небольшой параклис, а потом на его месте построеная известная Железная церковь в Стамбуле, которая неслучайно называется СВ. Стефан.http://bg.wikipedia.org/wiki/Свети_Стефан_(Цариград)

Его дети Александр/ Алеко Паша / и Никола видные османские деятели и административные чиновники. Алеко назначен князем Восточной Румелии после Руско-турецкой войны, а Никола был каймакамином Молдовы и при его управлении и с его поддержкой создалась болгарская гимназия в Болграде, где учились многие представители болгарской интелигенции.

А иначе общее между Георги Мамарчев и Стефан Богориди, что оба рождены в г. Котел.:) В свое время, незначительное и ничем не примечательное сейчас городишко, было центром общественой и хозяйственой жизни и родное место многих выдающихся представителей болгарской интелигенции.

Soldat
Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

В принципе, я об этом говорил в записках о турецком иге. Турки, ка правило, не делали различия по национальному признаку. Они делили государство на религиозные миллеты.

Gallat
София
В принципе, я об этом говорил в записках о турецком иге. Турки, ка правило, не делали различия по национальному признаку. Они делили государство на религиозные миллеты.

Да, говорили. Но смысл в том, что и Греция в тот момент тоже была "под" османами. Но, при этом, могла эллинизировать, другие страны!

Miky
Записи о турецкой экспансии в Болгарии заставили меня "походить" по интернету. Появилась масса вопросов на которые автор, не являющийся специалистом в этой области, вряд ли сможет ответить. Например. Турками была уничтожена болгарская патриархия и оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения. (это в период турецкого ига). Почему речь идет о эллинизации болгар, а не о мусульманизации?

Надеюсь, специалисты по истории Болгарии удовлетворят мое любопытство.:)

Я специалистом по истории отнють те являюсь, но все таки могу сказать следующее. В процессе падения под Османской власти болгарское государство как единное гособразование почти те существувало, а были несколько независимых или полузавесимых друг от друга феодальных княжеств. Часть борьбы их владетелей за самостоятельность и отделение от центра было и установление некой самостоятельности от БПЦ, которая правила в Търновском церстве. Охридская епископия давно была самостоятельной, Видинская митрополия при Ивана Страцимира перешла к Константинопольского патриарха, територия Добротицы/ Добруджа / тоже. После возникновения проблем с выполнения васальского договора Ивана Шишмана/ кстати не знаю известно ли, но его сестра была жена султана Мурада 1/ и взятие Търново, действующий патриарх Евтимий был сослан в Бачковском монастыре. На его месте Константинопольская патриаршия послала другого митрополита и таким образом формально закончился процес распада болгарской патриаршии, который наметился как явление еще ранше. Здесь об елинизации церкви по моему говорить нельзя, такой процес имел место гораздо позже, в более поздные века/ 18-19 в./ когда появилось греческое самосознание и самостоятельная греческая национальная идея. В этот момент просто административно церква перешла под контролем Константинополского патриарха, что вполне логично. Раз не существует самостоятельное царство, какая может быть патриаршие, просто раг церкви понижается.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Похожие записи в блогах

    • Освобождение Софии

      Сегодня колокол церкви "Св. София", древнего храма, построенного императором Юстинианом, будеть звенеть весь день. В этот ден 1878 г. Город был освобожден победоносной руской армией. Перед древним храмом, обращенный турками в мечеть, состоялься благодарственный молебен. Тогда колокол был установлен на дерево перед храмом и звенел дней подрядь, возвещая свободу. У церкви до сих пор нет колокольны - колокол осталься до сих пор на старом месте.
    • Освобождение Болгарии

      Подем национально-освободителного движения на Балканах с середины ХІХ в. Дает повод и возможность разным европейским странам усилить свое влияние в регионе. Австро-Венгрия, Германия, Франция, Англия – каждая в соответствии со своими интересами, стараются занят выгодные позиции в териториях, контролированых от „больного человека у Босфоры”. Но самые хорошие возможности в этом регионе открываются у России – страна славянская и православная, котороя считает Балканы естественой зоной своего влияния
    • Бургас. Освобождение.

      Каждый год, 6 февраля, в Бургасе отмечается очередная годовщина освобождения города и области от турецкого владычества. Согласно официальным источникам именно 6 февраля 1878 года в Бургас вошло передовое подразделение русского «летучего отряда» - драгуны под командованием полковника Александра Михайловича Лермонтова, племянника великого русского поэта. В январе-феврале 1878 года в болгарском Черноморье сложилась поистине уникальная военно-политическая обстановка. Дело в том, что после пора
    • Освобождение и политика, ч. 2

      ... Не буду рассказывать о деятельности болгарских революционеров и национальных организаций: информации об этом много. Отмечу лишь, что Георгий Раковский – один из лидеров национально-освободительного движения – в 50-60-х годах искал поддержку идеям освобождения болгар во многих странах: в Британии, Австрии, России, Франции. Следует отметить, что к России Георгий Раковский относился весьма настороженно. В отличие от другого лидера – Любена Каравелова, который видел в России друга, способного пр
  • Записи в блоге

    • Поти не нашла, только Батуми, не могли бы подсказать где смотрите? Из Бургаса в Батум получается почти 3 дня плыть, цена на легковушку 390 евро, плюс 190 евро на человека
    • Подали на учебную визу в Консульство в Питере 2 недели назад. Ожидаем ответ.
    • @Ellyn
      > В итоге, мы остановились на школе ЕСПА.
      Здравствуйте. Хочу вас спросить.
      1. Почему эта испанская школа обогнала немецкие, английские или французские? Вы не могли бы рассказать, какие детали тогда склонили выбор в сравнении с другими иностранными школами?
      2. Как вам в итоге ощущения через несколько лет? Что можете сказать, проучившись в той школе?
      3. Не совсем поняла из текста всё-таки про предучилищен класс: сначала вы не думали, что это будет одна и та же школа, и рассказали об этом открытии для себя или всё-таки школа и пк могут не совпадать и вы успели поучиться и в другой школе пк, и поступить в первый класс уже в другую школу?
      Тоже собираю информацию сейчас и хотелось бы знать, кто как прошёл этот квест.
    • Спасибо за интересный обзор!
    • Работает! Спасибо.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      470
    • Всего записей
      2 455

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...