Перейти к публикации

Турецкое...иго? (окончание)

Soldat
  • · 3 минуты на чтение

... Разве это рабство?

Турки называли немусульман „райя”, то есть „стадо”. На первый взгляд, это кажется оскорбительным, но ведь сами православные священники так называли своих прихожан, а себя – пастырями (пастухами)! От них и переняли турки данное определение. Кстати, турков и вообще мусульман на территории Болгарии было меньше, чем православных болгар: должностные лица администрации, расквартированные войска и переселенцы-мусульмане из Кавказа, которых расселяли „полосами”. Источники упоминают, что на 60-65% православных приходилось от 35 до 40% мусульман.

Справедливости ради надо отметить, что национальное неравенство все-таки было. Но это вполне естественно для того времени! Гяуры не могли носить одежду зеленого и золотого цвета, существовали некоторые ограничения права жить в городах, а также заниматься некоторыми ремеслами. Но это не говорит о том, что жизнь болгар была совершенно невыносимой. Наоборот, народ Болгарии нормально вписался в имперские порядки, болгары создавали ремесленные цеха, предприимчивые болгарские купцы организовали свои колонии в других странах, создался класс зажиточных людей.

Хорошо. Но что же заставляло райю устраивать восстания и бунты против турецкой администрации? История свидетельствует о многих акциях неповиновения, локальных бунтах и больших восстаниях болгар, самыми известными из которых произошли в 1598 и 1687-1688 годах. Причин несколько. Это, конечно, несправедливость турецких чиновников на местах (что вполне естественно и бывало повсюду). Но главная причина была, как мне думается, в другом. На акции неповиновения простых людей вдохновляли представители болгарской аристократии и духовенства. Первые – ввиду того, что потеряли право эксплуатировать крестьян, а вот со вторыми - это отдельная история. Дело в том, что главой православного миллета, называвшегося миллет-и-рум, был Константинопольский (Вселенский) патриарх или, по-турецки, миллет-баши. Это был довольно влиятельный чиновник Империи, постоянно проживавший в своей резиденции в Стамбуле, и назначался он из числа греческих митрополитов. Православная церковь Болгарии была фактически полностью в руках греческого клира. Богослужения велись в болгарских селах по-гречески. Церковные школы также не давали знаний на болгарском или церковнославянском языках. Именно это являлось сильнейшим раздражителем для болгарского духовенства. Вот и получилось, что в числе болгарских исторических врагов на первом месте у болгар стоят не сербы и не турки, а именно греки. Христо Маджаров приводит мнение Георгия Раковского (который учился, кстати, в православном! Лицее в Стамбуле): „... В мнимой эллинской Македонии, Фессалии, Эпире и в самой Морее ни одно старое эллинское название горы, места или реки не существует. Там всё староболгарские имена, искажённые греческими устами."

"Эллинизм... Был наибольшим гонителем и разорителем болгаризма, потому что греческий малый народ всегда стремился умножиться за счёт болгарского с мыслью перетопить его и влить в себя..." ("Големият заговор...", ч 2, стр. 22).

А что касается турков…. Тюркское присутствие в болгарском языке - мягко говоря, значительное. Впрочем, для народа тюркского (среди прочего) происхождения в этом нет ничего унизительного, тем более что турки не лишь бы кто с Ближнего Востока, не приблуды какие-то, а одна из величайших наций Европы и Азии. После выхода из состава Османской империи болгары не очень боролись с тюркизмами в своём языке наверняка потому, что такая борьба была бы отречением от славных тюркских предков, ведомых доблестными ханами Крумом, Аспарухом и др.

Влияние турецкой кухни на болгарскую – огромно. Интересно понятие "катък" (катык), заимствованное болгарами у турок. Катък - это всё, что кладётся на хлеб, чтобы сделать его более съедобным: лук, чеснок, майонез и т. п. Наверное, даже сало. В общем, катък - это средняя часть сэндвича. И это только один небольшой пример.

К слову, железные дороги, телеграф, телефон появились в Болгарии ещё при турках.

В заключение хотел бы подчеркнуть следующее: турецкие султаны признавали свободу всех людей, а не отдельных субъектов. Они не подвергали особому насилию ни языки, ни культуру, ни религию стран, подвластных ему. Например, в Венгрии существует поверье, передающееся из поколения в поколение: "Если бы не турки, сегодня, возможно, мы бы даже забыли свой родной язык". И они правы. Если бы не турки, сегодня они бы говорили на немецком языке.

И последнее. Возможно, мои выводы ошибочны. Разумеется, всю полученную информацию я невольно пропускаю через призму моих предпочтений, которые я никогда не скрывал как сторонник восточной, азиатской цивилизации.

Извиняйте, если что не так.:)

  • Супер 5
  • 21
  • 2 942
21
2,9k
  • Супер 5

21 комментарий

Gallat
София

Не владея информацией, я не могу сказать в чем автор прав, а в чем он ошибается. Но то, что он, вообще коснулся темы исторических взаимоотношений турок и болгар на болгарском форуме, говорит о его неподдельном интересе к этому вопросу и о его... Смелости.

В первой статье Вы говорили о болгарской, турецкой и русской точках зрения на историю Болгарии. Как я поняла, это был турецкий взгляд. Будут ли рассмотрены болгарская и русская подача истории?

Если Вы продолжите эту тему со ссылками на источники, с удовольствием буду это читать. А если еще и историки подключатся, будет еще интереснее.:)

Светлая
Россиянка, Россия
Не владея информацией, я не могу сказать в чем автор прав, а в чем он ошибается. Но то, что он, вообще коснулся темы исторических взаимоотношений турок и болгар на болгарском форуме, говорит о его неподдельном интересе к этому вопросу и о его... Смелости.

В первой статье Вы говорили о болгарской, турецкой и русской точках зрения на историю Болгарии. Как я поняла, это был турецкий взгляд. Будут ли рассмотрены болгарская и русская подача истории?

Если Вы продолжите эту тему со ссылками на источники, с удовольствием буду это читать. А если еще и историки подключатся, будет еще интереснее.:)

Спасибо, Вы очень хорошо сказали то, что я не смогла сформулировать.

Я тоже уважаю людей, которые живут и изучают историю, культуру, обычаи страны, в которой они нашли свой второй дом. Кстати, автор -Солдат, нигде не писал, что именно этот взгляд на историю ему нравится или он его поддерживает.

Вереск

Я все же полагаю. Что турки вкладывали в термин "райя” оскорбительный для немусульман смысл.

Вы человек образованный. Прочитайте Евангелие (лучше в брюссельском издании на хорошем русском языке - их всего 4) и вынесите собственное суждение о том, что там написано.

Не слышала, чтобы священники называли паству "стадом".

Вообще слово "стадо" имеет несколько иной смысловой оттенок в русском языке (не могу судить о других языках)

В Евангелие говорится о добром Пастыре и овцах. Таким образом людям того времени объясняются определенные истины и доносятся определенные идеи на доступном им языке и доступными им сравнениями в рамках их системы ценностей.

Campanula

Я как-то смотрела клип болгарской старинной народной песни " Меня делал турок" (вольный перевод - мой;)). Песня- о мальчике, которого родила изнасилованная турецким беем болгарская девушка. Песня о ребенке - изгое, которому в конце- концов мужчины его родного села дают православный крест и мальчик его принимает... Фольклор никогда не врет. В отличие от профессиональных историков, стремящихся к популярности...

Todor22

Кто-то из великих говорил, что фальшивых историков, надо казнить, как фальшивомонетчиков... Турция отрицает геноцид армян. Иран Холокост евреев. Возможно, если бы в России не были сильны идеи славянства, все болгары были сейчас помаками? Пусть процветает Болгария и не теряет свое...

Gallat
София
Я как-то смотрела клип болгарской старинной народной песни " Меня делал турок" (вольный перевод - мой;)). Песня- о мальчике, которого родила изнасилованная турецким беем болгарская девушка. Песня о ребенке - изгое, которому в конце- концов мужчины его родного села дают православный крест и мальчик его принимает... Фольклор никогда не врет. В отличие от профессиональных историков, стремящихся к популярности...

Так мальчик был изгоем, потому, что родился от насилия? Или потому, что не был крещен? Судя по окончанию песни (принял крест), то второе.:) Хотя странно, чего его сразу-то не крестили в православной Болгарии. По желанию, крестят всех, и иноверцев и рожденных вне брака.

Гость andrewj
Я все же полагаю. Что турки вкладывали в термин "райя” оскорбительный для немусульман смысл.

Я тоже сомневаюсь в том, что в термин райя османы вкладывали братскую любовь к славянам-братьям;) Плоды этой любви в современном мире особенно бросаются в глаза.

Гость andrewj

И вообще, тема достаточно чувствительная для болгар. Мне кажется, Алексей, здесь надо быть осторожнее в суждениях и выводах. Ничего личного:confused:

Юлимир

Советую всем, кто еще не видел, посмотреть фильм, снятый много лет назад по одноименному роману Дончева, "Времето разделно"

Campanula
Так мальчик был изгоем, потому, что родился от насилия? Или потому, что не был крещен? Судя по окончанию песни (принял крест), то второе.:) Хотя странно, чего его сразу-то не крестили в православной Болгарии. По желанию, крестят всех, и иноверцев и рожденных вне брака.

Вопрос непростой. В России в средние века рожденные вне брака дети были изгоями общества по определению. Их называли, пардон, " байстрюками" или " выблядками"... В восемнадцатом веке внебрачных детей высшего сословия стали называть " бастардами"... Думаю, в Болгарии тех времен было примерно то же самое...

Gallat
София
Вопрос непростой. В России в средние века рожденные вне брака дети были изгоями общества по определению. Их называли, пардон, " байстрюками" или " выблядками"... В восемнадцатом веке внебрачных детей высшего сословия стали называть " бастардами"... Думаю, в Болгарии тех времен было примерно то же самое...

К ребенку, рожденному вне брака и к ребенку, рожденному от насилия - разное отношение. Да и всегда ли был насильник? Помнится рассказ, какого-то славянского писателя, о том как девушка добровольно встречалась с мужчиной, но свою беременность свалила на вымышленного насильника. Кстати, тоже, якобы, турка.:) Вот, только, не помню чем там дело кончилось, читала- то в глубокой юности. Но ситуацию запомнила:D. Мало ли, вдруг пригодится.:D;):D

Miky

Востания о которых говорите вероятное Търновско и Чипровско. Обе никакой связи с Констатинопольским патриархом и внутри церковные борьбы не имеют, а имеют прямое отношение с войны которые велись в этого периода между Австрииской и Османской империях. Борьба о самостоятельно болгарской церкви и противостояние треческого влияния происходит гораздо поззже, в начале 19 в.

Campanula

Кстати. Кто бы мне напомнил фамилию и имя американского военного аналитика, автора теории об " Огненном поясе"? Согласно этой теории, созданной еще в 80-е годы (возможно, и раньше, не помню точно) в конце двадцатого и двадцать первом веке линия противостояния пройдет между христианской и мусульманской цивилизациями и соответствующими странами. У меня полное впечатление, что современная военная доктрина не только США, но и НАТО построена именно на этой теории...;)

Campanula
К ребенку, рожденному вне брака и к ребенку, рожденному от насилия - разное отношение. Да и всегда ли был насильник? Помнится рассказ, какого-то славянского писателя, о том как девушка добровольно встречалась с мужчиной, но свою беременность свалила на вымышленного насильника. Кстати, тоже, якобы, турка.:) Вот, только, не помню чем там дело кончилось, читала- то в глубокой юности. Но ситуацию запомнила:D. Мало ли, вдруг пригодится.:D;):D

Не смешите. Кто докажет? Девица родила от турка. Это факт. Вне брака- это тоже факт. А мальчику надо жить дальше... Все, как в жизни...)))

Skorpion_BG
Анатолий Гоцов
Востания о которых говорите вероятное Търновско и Чипровско. Обе никакой связи с Констатинопольским патриархом и внутри церковные борьбы не имеют, а имеют прямое отношение с войны которые велись в этого периода между Австрииской и Османской империях. Борьба о самостоятельно болгарской церкви и противостояние треческого влияния происходит гораздо поззже, в начале 19 в.

Тем более, что население Чипровци в это время изповедовало католицизм и никак не было связано с Константинополским патриархом! А так Солдат во многом прав и я во многом разделяю его точку зрения!;)

Гочоолу

А вообще - весьма странно, почему все народы, бывшие в "справедливой" Османской империи - от католиков- венгров, через православных сербов и болгар до арабов -мюсюлман - все они вспоминають с проклятиями "Счастливиую жизнь" под сенью Блистательной порты?! Про курдов, которые остались в современной Турции нечего и говорить. Да что там - старая граница между християнской Европой и мюсюлманской Османской Империей до сих пор весьма зрима и отнюдь не в пользу последней. Да и современная Турция рванула вперед лишь после того как сбросила наследие Османов и приняла, скажем так - менеджмент Западной Европы.

Miky
А вообще - весьма странно, почему все народы, бывшие в "справедливой" Османской империи - от католиков- венгров, через православных сербов и болгар до арабов -мюсюлман - все они вспоминають с проклятиями "Счастливиую жизнь" под сенью Блистательной порты?! Про курдов, которые остались в современной Турции нечего и говорить. Да что там - старая граница между християнской Европой и мюсюлманской Османской Империей до сих пор весьма зрима и отнюдь не в пользу последней. Да и современная Турция рванула вперед лишь после того как сбросила наследие Османов и приняла, скажем так - менеджмент Западной Европы.

Потому что как и все империи и эта имела свои моменты восхода и расцвета, когда демонстрировала свои преимущества по сравнению с окружающим миром, а потом период своего заката и постепенного радпада. Распад как известно, заключающий этап имперской жизни и обычно проходит через достаточно тяжелые перипетии в виде войн, конфликтов, междуособиц и т. д. И вообще в истории понятия справедливо - несправедливо весма относительные.

Gallat
София
Потому что как и все империи и эта имела свои моменты восхода и расцвета, когда демонстрировала свои преимущества по сравнению с окружающим миром, а потом период своего заката и постепенного радпада. Распад как известно, заключающий этап имперской жизни и обычно проходит через достаточно тяжелые перипетии в виде войн, конфликтов, междуособиц и т. д. И вообще в истории понятия справедливо - несправедливо весма относительные.

Ребята, вы так интересно рассуждаете. Мы можем судить, только с той точки зрения, которую прочли. Поэтому, наши суждения однобоки. Естественно, вы владеете информацией о истории Болгарии, много больше, чем мы, дилетанты. Создали бы ветку, типа " История Болгарии", где велся бы разговор только о исторических событиях. Наш вопрос, ваш ответ. Нас, интересующихся много, и вопросы будут разнообразными. Вас отвечающих тоже много и ответы будут разносторонними. Ну, ведь, правда, интересно будет. Я вот, к примеру, запуталась в происхождении волжских булгар и их отношение к болгарам. Информация очень противоречивая.:)

Гость neofit

Прочитал все 3 части – интересный аспект рассмотрения исторических событий относительно Османской Империи. Самой долгой мировой империи.

Браво «Soldat»!

Очень интересно было бы прочитать продолжение!

Я тоже долго обмозговываю этот аспект, но пока однозначной картины не вырисовалось. Хотя объективная история отношений с Османской Империей интересно и относительно России. И этот четырехугольник: Османская Империя-Византийское наследие-Балканы-Росиия очень таинственен. И причинно-следственные взаимосвязи этих отношений все еще не раскрыты для публики.

Так... – одни мистификации и эмоции…

Я например, когда посещал краеведческий музей в Анапе, в следствии педантичных свойств своей натуры, очень внимательно прочитал описание «3-х Освобождений Анапы от Турецкого Ига». Убрал пропагандистский термин «Турецкое Иго», и в сознании сразу вырисовалась интересная картина. Все 3 периода «захвата» Анапы (не понятно почему «захвата», потому как те земли на тот период не принадлежали Российской Империи) характеризовались тем, что: турецкая администрация отстраивала город; строила защитные сооружения от окружающих горских народов; строила учебные заведения, больницы, бани, базары; создавала коммунальные коммуникации, проводила водопроводы; развивала торговлю и ремесленничество.

За тем приходили русские освободители разрушали город, уничтожали жителей (естественно мусульманских). Через некоторое время Османские захватчики возвращались (на выжженное место) и опят распространяли свое «иго» - т. е.: турецкая администрация отстраивала город; строила защитные сооружения от окружающих горских народов; строила учебные заведения, больницы, бани, базары; создавала коммунальные коммуникации, проводила водопроводы; развивала торговлю и ремесленничество.

И так повторялось 3 раза, пока Российская Империя окончательно не освободила местность, где находился город Анапа.

Кто не верит тому, что я написал – сходите в Анапский краеведческий музей и опровергните меня.

Todor22

Вы армянам расскажите о Карсе.. И других городах...

Гость neofit

А это ни чего, что армян убивали оружием поставленным, на безвозмездной основе (в качестве революционной помощи), из Советской России? При чем в самое трудное для самого населения Советской России время. Бонусом еще и продовольствие подогнали. Видно, чтобы рука турецкого солдата не дрогнула.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Похожие записи в блогах

    • Холотропное дыхание новогодья (окончание)

      2 января 2016 г. Так долго вмести прожили, что вновь Второе января пришлось на вторник, Что удивленно поднятая бровь, Как со стекла автомобиля – дворник, С лица сгоняла смутную печаль, Незамутненной оставляя даль. (с) Пошёл год, пошёл... Набирает скорость пока ещё не слишком заметно, но уверенно. Главное, не отставать, двигаться в его темпе и ритме - ведь "потом" ничего не бывает, всё только "сейчас". Зато упущенных возможностей бывает сколько угодно много. Ну ты знаешь... И знаешь,
    • Окончание Еще один день (уже летний) из деревенской жизни.

      Иду к ней в дом. Садимся за стол. Пьем чай и болтаем. Как хорошо, что рядом со мной сестра, с которой можно поговорить обо всем на свете. Вдруг за мою ногу что-то задевает. Опускаю глаза и чуть не подпрыгиваю. Рядом с моей ногой валяется мертвая мышь. Это Масяня, младшая кошка сестры, принесла свой очередной трофей. Сестра подобрала её тощеньким котенком со сломанным хвостом и без верхних клыков. Уход, забота и любовь превратили Масяню в красивую кошечку с гладкой блестящей шерстью. Окрас
    • Стамбул (ну уже совсем окончание)

      После невыносимо жаркого дня, наконец-то пришел вечер, последний, из запланированных на эту поездку Стамбуле. Стало слегка прохладнее (если слово прохлада можно применить к июльскому Стамбулу). Моя подружка (нужно сказать, что она настоящая поклонница Стамбула) настоятельно советовала нам вечером посетить французскую улицу. Находится она практически рядом с Истикляль (а мы жили совсем рядом). Решили и пошли искать ее, для начала я нашла ее на карте, прикинула куда идти. На деле оказалось даже бл
    • Стамбул (окончание)

      Пришло время закончить мой Стамбульский дневник, что я и сделаю. Итак, закончила я водохранилищем в центре Стамбула (расположено где-то посередине между Святой Софией и Голубой мечетью). Зрелище необычное, во всяком случае я ничего подобного нигде и никогда не видела. Огромные, прохладные, затемненные залы с колонами, прозрачная вода, и плавают рыбы (что они там делают в темноте, кто их знает). Из атракций для туристов бассейн желаний, куда каждый, кто хочет может кинуть монетку и загадать жела
    • Наши бяльские новости (окончание).

      А ресторанное строительство застыло, Раз не успели до сезона...... [ATTACH=full]134609[/ATTACH] Но супермаркет всё-таки откроют, [ATTACH=full]134610[/ATTACH] Его открытие всем бяльцам мило! [ATTACH=full]134612[/ATTACH] Для городка в две с половиной тыщи жителей Такой огромный магазин Заменит лавки все - один! Если хозяйка их "опустит" - ценами. А будет жадничать, так мигом прогорит. [ATTACH=full]134613[/ATTACH] А чуть повыше появилось заведение, Имел несчастье в нём постричься, На
  • Записи в блоге

    • Поти не нашла, только Батуми, не могли бы подсказать где смотрите? Из Бургаса в Батум получается почти 3 дня плыть, цена на легковушку 390 евро, плюс 190 евро на человека
    • Подали на учебную визу в Консульство в Питере 2 недели назад. Ожидаем ответ.
    • @Ellyn
      > В итоге, мы остановились на школе ЕСПА.
      Здравствуйте. Хочу вас спросить.
      1. Почему эта испанская школа обогнала немецкие, английские или французские? Вы не могли бы рассказать, какие детали тогда склонили выбор в сравнении с другими иностранными школами?
      2. Как вам в итоге ощущения через несколько лет? Что можете сказать, проучившись в той школе?
      3. Не совсем поняла из текста всё-таки про предучилищен класс: сначала вы не думали, что это будет одна и та же школа, и рассказали об этом открытии для себя или всё-таки школа и пк могут не совпадать и вы успели поучиться и в другой школе пк, и поступить в первый класс уже в другую школу?
      Тоже собираю информацию сейчас и хотелось бы знать, кто как прошёл этот квест.
    • Спасибо за интересный обзор!
    • Работает! Спасибо.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      470
    • Всего записей
      2 455

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...