Более 400 лет османского ига, рабство, притеснения и унижения, жестокие преследования за верность христианской вере, «народ стонет под ярмом турков-османов», «неравная борьба с жестокими завоевателями» – так официальная история преподносит период с 14 по 19 века, когда Болгария была в составе Блистательной Порты.
Но так ли это? Насколько жестоким было владычество турецкой администрации на болгарских землях? Неужели такой значительный отрезок истории цивилизации почти в полтысячи лет (!) наполнен нескончаемым рабским угнетением одного народа другим?
Так не бывает, ибо, если постоянно сгибать палку, она быстро сломается. Если постоянно унижать один народ, он обязательно восстанет, и в ходе борьбы будет либо уничтожен, либо свободным от иностранной власти. В таком случае, было нечто, что каким-то образом сдерживало стремление болгар (и других народов, бывших в составе Османской Империи) к освобождению от власти турецких султанов? И это „нечто” – не только военная сила Империи.
В поисках ответов на эти вопросы мне пришлось просмотреть довольно много материалов, описывающих данный отрезок истории. Причем, для получения разносторонней информации знакомился с взглядами на этот вопрос представителей различных сторон: как болгарской, так и турецкой. Ну, и русской, естественно. В итоге у меня сложилось мнение, что никакого особо жестокого рабства, ига и унижений (в школьно-академическом представлении) на территории, где проживали болгары, не было. Если быть точным, то в течение 500 лет страна управлялась турецкой администрацией и жила по законам Османской державы. Не самым плохим законам того времени, кстати.
Но начнем по-порядку. В 14 веке Османская Империя была, как говорят, на взлете. Полностью завоеваны византийские владения в Малой Азии, созданы все условия для покорения Европы. Этот процесс можно рассматривать, по моему мнению, как вторую волну покорения народов полуострова Европа. Первая волна была, как известно, когда тюрки-славяне, ведомые Батыем, дошли до Адриатического моря, и практически все европейские государи признали верховную власть Золотой Орды. Через 100 лет турки-османы (те же тюрки, в принципе) повторили вторжение, но уже с юга, через Балканы. То есть, дорожка в Европу была уже давно протоптана.
А что в конце 14 – начале 15 века представляло собой Болгарское Царство? Времена царя Калояна, когда Болгарское Царство было на пике своего могущества, давно прошли. Держава была истощена постоянными войнами с Византией. Получилось так, что и Византия, и Болгария, ослабленные взаимной враждой, стали довольно легкой добычей для турков. Давление на болгарских царей было постепенным, год от года только нарастая. Сначала турки стали выступать в роли арбитров между Византией и Болгарией, чаще всего принимая сторону последней. Затем мирным способом был выстроен механизм вассальной зависимости. И, наконец, за три года, с 1393 по 1396 годы, турки довольно легко полностью присоединили Болгарию к своей империи, ввели в действие прямое турецкое управление и законы султаната.
Но не только сила турецкого давления привела к падению II Болгарского царства: болгарская знать сама погрязла в междоусобицах и борьбе за власть. Это, конечно, ослабляло механизм государственного управления и вело к нарастанию центробежных тенденций.
Вот что пишет, например, Христо Маджаров в своей книге „Големият заговор срещу българите”: „В 1349 г. Царь Иван Александр оставил свою первую жену изВалахии и женился на красивой еврейке Саре. Это ухудшило климат в семействе и стране и отношения с Валахией. Царь заключил торговый договор с Венецией, но вместе с торговцами распространиласьи староеврейская секта (жидовствующие), начавшая конфликтовать с христианами. Хотя Сара приняла христианство (стала Теодорой), заклеймила жидовствующих и основывала монастыри, Болгария двинулась „к пропасти”.
Этому способствовало давление Теодоры на царя с целью добиться от него отказа от системы майората (старшинства) при наследовании на трон в пользу „багрянородного” сына, родившегося после восхождения отца на трон. Таким образом, были исключены первородныесыновья Ивана Александра, чтобы на трон мог сесть сын Теодоры - Иван Шишман. Таким образом, евреи добрались до болгарского трона.
Объявление Ивана Шишмана престолонаследником довело семействодо непримиримой вражды, разделило и ослабило страну и привело к тому, что болгары попали под власть турок.”
Кстати, интересный факт, который описан в одной книге: когда турки осадили столицу царства – Велико Тырново – ворота им открыл житель города, еврей по национальности. Ну, не один, конечно, а с сообщниками.
И вообще, я не нашел в источниках фактов какого-либо организованного и значительного сопротивления болгар конца 14 века турецкому давлению. В битве при Варне, которая состоялась в 1396 году против турок сражались венгерские войска. Таким образом, Болгария практически упала в руки турок, как перезревший плод. Византийцы сопротивлялись еще 58 лет, пока в 1454 году войска великого Мехмеда II не взяли Константинополь.
Следовало бы обязательно отметить, что турки-османы не были невежественными варварами, как их иногда представляли европейские современники. От испуга, конечно, ну и - в пропагандистских целях. Некоторые турецкие источники свидетельствуют, что турки (тюрки) рассматривали болгар в качестве своих „дальних родственников”. Они прекрасно знали, КТО, КОГДА и ОТКУДА привел на Балканы тюркские орды, которые составили ядро Первого Болгарского царства. Итак, болгары – „дальняя родня” турок, но которые по какому-то нелепому недоразумению приняли иудейский вариант веры в Бога. Это – турецкий взгляд на проблему.
Еще необходимо обязательно упомянуть, что задолго до полного подчинения Болгарии болгарские крестьяне и ремесленники толпами перебегали на турецкую сторону. Тому есть свидетельства современников: как византийских, так и болгарских. И здесь мы плавно подходим к основной причине как данного явления, так и легкости, с которой турки присоединили к своей Империи Болгарию, Валахию, Молдавию, Венгрию и другие страны и народы.
Понятные, гуманные и единые для всей страны, для каждого подданного султана законы Блистательной Порты – вот что сыграло немаловажную роль в процессе расширения турецкой державы. Законы это создавались не на пустом месте. Если внимательно ознакомиться, то можно найти много общих черт между имперским турецким законодательством и Ясой – кодексом одного из величайших правителей всех времен и народов Темучина (Чингиз-хана).
Что же НА САМОМ ДЕЛЕ представляло собой турецкое государство, почему его законы были так привлекательны для населения в том числе и покоренных стран? Во-первых, это был прекрасно отлаженный механизм, который четко и без серьезных „поломок” работал до середины 18 века. Административную и социальную систему турецкой Империи можно с полным правом назвать совершенной для периода Средневековья. Раздробленная и отсталая Европа об этом могла только мечтать.
Во-вторых, основу государственной и налоговой системы составлял тимар – надел пахотний земли, который приносил доход. В европейских государствах такое тоже было, но главное отличие состоит в том, что этот надел распределялся не по наследству, не по прихоти какого-либо вельможи, а за несение службы государевой. И доход с земли владелец получал только тогда, когда служил государству. Вот почему был таким высоким престиж государственной (и военной, в том числе) службы. Таким образом, на земле не существовало постоянного помещика, потомки которого сменяли друг друга. Реально земля находилась в руках крестьян, которые ее обрабатывали. Естественно, уплачивался специальный земельный налог – харач. А вот как раз крестьяне могли передавать арендованную у государства землю по наследству.
В Европе и России крестьянин об этом мог только мечтать долгими зимними вечерами. Представляете, в те далекие времена в Империи крестьяне (болгарские в том числе) были ЛИЧНО свободны и передавали земельный надел своим потомкам! Разве это иго? Когда я ездил на экскурсию в этномузей в Арбанаси, нам показывали дом болгарского купца 18 века. Да, в каких отличных хоромах жили „угнетенные” болгарские православные купцы при турецком „иге”! Вот тогда я и задумался над этим вопросом. Недаром Император Всероссийский Александр II Освободитель, войдя со своей армией на территорию Болгарии в 1877 году, был потрясен высоким уровнем жизни болгарских крестьян, их крепкими домами, богатыми садами и виноградниками, белым хлебом на столе. „Кого же мы пришли освобождать? – спрашивал он. - Ведь живут „братушки” под турецким игом во много раз лучше русских крестьян”. В-третьих, во всех провинциях Империи без исключения не существовало каких-либо ограничений по праву рождения, не было сословных преград, отлично работали, как сейчас модно говорить, социальные лифты.
Проще говоря, сын пастуха мог стать великим везирем, большим военачальником или правителем области. Примеров тому – масса. Условий для этого было 2: личная преданность государству+инициатива и переход в мусульманскую веру. Не буду перечислять всех высоких должностых лиц Блистательной Порты, которые не были этническими турками. Скажу только, что восемь великих визирей Сулеймана Великолепного были христианами и были привезены в Турцию рабами. Король пиратов, заправляющий в Средиземноморье, Барбари, известный европейцам как Барбаросса, стал адмиралом у Сулеймана, который управлял флотом в сражениях против Италии, Испании и в Северной Африке. Турецкие султаны, в особенности Мехмед II и Сулейман, привлекали в свою страну самые лучшие умы того времени, самых одаренных людей. В одном турецком источнике прочитал следующее: „Вы имеете ввиду, простой пастух может стать великим визирем? – раздались крики в Венецианском сенате, когда их посол рассказал о том, что происходило в империи, где каждый гордился тем, что он раб султана. -
Высокое государственное лицо низкого происхождения? Сила Ислама растет за счет второсортных людей, крещенных и воспитанных христианами? Невероятно!” И, наконец, четвертая важнейшая особенность – это отношение к вере. Очень важный момент для любой империи прошлого. Так вот, утверждение, что в Порте нельзя было исповедовать никакую религию, кроме мусульманской – заблуждение. Господствующая исламская доктрина призывала уважать «народы книги», т. е. представителей тех религий, догматы веры которых письменно оформлены, – христиан, иудаистов, зороастрийцев и некоторых других. Здесь тоже чувствуется влияние постулатов золотоордынских государей о терпимости и уважении веры покоренных народов. Вся турецкая держава делилась на миллеты, т. Е по религиозному признаку.
Все было хорошо продумано: во главе миллета стоял духовный лидер народа, от которого требовалось только одно – проповедовать подчинение справедливым законам Империи. Разумеется, существовал мусульманский правящий миллет, принадлежность к которому была весьма заманчива и давало привилегии, а также возможность продвижения по службе. Вот почему многи болгары добровольно переходили м ислам. Они говорили по-болгарски, но поклонялись Аллаху со всеми вытекающими обстоятельствами. В принципе, болгарам разрешалось быть христианами, но, правда, существовали некоторые ограничения в „технических” вопросах: высоты православных храмов, колокольного звона и порядка исполнения некоторых обрядов. Но, повторюсь, болгарские крестьяне были лично свободны.
... Разве это рабство?
Турки называли немусульман „райя”, то есть „стадо”. На первый взгляд, это кажется оскорбительным, но ведь сами православные священники так называли своих прихожан, а себя – пастырями (пастухами)! От них и переняли турки данное определение. Кстати, турков и вообще мусульман на территории Болгарии было меньше, чем православных болгар: должностные лица администрации, расквартированные войска и переселенцы-мусульмане из Кавказа, которых расселяли „полосами”. Источники упоминают, что на 60-65% православных приходилось от 35 до 40% мусульман.
Справедливости ради надо отметить, что национальное неравенство все-таки было. Но это вполне естественно для того времени! Гяуры не могли носить одежду зеленого и золотого цвета, существовали некоторые ограничения права жить в городах, а также заниматься некоторыми ремеслами. Но это не говорит о том, что жизнь болгар была совершенно невыносимой. Наоборот, народ Болгарии нормально вписался в имперские порядки, болгары создавали ремесленные цеха, предприимчивые болгарские купцы организовали свои колонии в других странах, создался класс зажиточных людей.
Хорошо. Но что же заставляло райю устраивать восстания и бунты против турецкой администрации? История свидетельствует о многих акциях неповиновения, локальных бунтах и больших восстаниях болгар, самыми известными из которых произошли в 1598 и 1687-1688 годах. Причин несколько. Это, конечно, несправедливость турецких чиновников на местах (что вполне естественно и бывало повсюду). Но главная причина была, как мне думается, в другом. На акции неповиновения простых людей вдохновляли представители болгарской аристократии и духовенства. Первые – ввиду того, что потеряли право эксплуатировать крестьян, а вот со вторыми - это отдельная история. Дело в том, что главой православного миллета, называвшегося миллет-и-рум, был Константинопольский (Вселенский) патриарх или, по-турецки, миллет-баши. Это был довольно влиятельный чиновник Империи, постоянно проживавший в своей резиденции в Стамбуле, и назначался он из числа греческих митрополитов. Православная церковь Болгарии была фактически полностью в руках греческого клира. Богослужения велись в болгарских селах по-гречески. Церковные школы также не давали знаний на болгарском или церковнославянском языках. Именно это являлось сильнейшим раздражителем для болгарского духовенства. Вот и получилось, что в числе болгарских исторических врагов на первом месте у болгар стоят не сербы и не турки, а именно греки. Христо Маджаров приводит мнение Георгия Раковского (который учился, кстати, в православном! Лицее в Стамбуле): „... В мнимой эллинской Македонии, Фессалии, Эпире и в самой Морее ни одно старое эллинское название горы, места или реки не существует. Там всё староболгарские имена, искажённые греческими устами."
"Эллинизм... Был наибольшим гонителем и разорителем болгаризма, потому что греческий малый народ всегда стремился умножиться за счёт болгарского с мыслью перетопить его и влить в себя..." ("Големият заговор...", ч 2, стр. 22).
А что касается турков…. Тюркское присутствие в болгарском языке - мягко говоря, значительное. Впрочем, для народа тюркского (среди прочего) происхождения в этом нет ничего унизительного, тем более что турки – не лишь бы кто с Ближнего Востока, не приблуды какие-то, а одна из величайших наций Европы и Азии. После выхода из состава Османской империи болгары не очень боролись с тюркизмами в своём языке наверняка потому, что такая борьба была бы отречением от славных тюркских предков, ведомых доблестными ханами Крумом, Аспарухом и др.
Влияние турецкой кухни на болгарскую – огромно. Интересно понятие "катък" (катык), заимствованное болгарами у турок. Катък - это всё, что кладётся на хлеб, чтобы сделать его более съедобным: лук, чеснок, майонез и т. п. Наверное, даже сало. В общем, катък - это средняя часть сэндвича. И это только один небольшой пример.
К слову, железные дороги, телеграф, телефон появились в Болгарии ещё при турках.
В заключение хотел бы подчеркнуть следующее: турецкие султаны признавали свободу всех людей, а не отдельных субъектов. Они не подвергали особому насилию ни языки, ни культуру, ни религию стран, подвластных ему. Например, в Венгрии существует поверье, передающееся из поколения в поколение: "Если бы не турки, сегодня, возможно, мы бы даже забыли свой родной язык". И они правы. Если бы не турки, сегодня они бы говорили на немецком языке.
И последнее. Возможно, мои выводы ошибочны. Разумеется, всю полученную информацию я невольно пропускаю через призму моих предпочтений, которые я никогда не скрывал как сторонник восточной, азиатской цивилизации.
Извиняйте, если что не так.:)
-
1
-
5
- 22
- 9 498
22 комментария