Рилский монастырь – тема шестой страницы моего дневника «чайника».
Ехали довольно долго. По дороге умудрились еще и посмотреть Стобские пирамиды, которые порадовали меня не только своей необычностью, но и тем, что они не отстранены от зрителей, как мелнишские, с гордой высоты, взирающие на проезжающих мимо путников. Стобские пирамиды позволяют посмотреть на себя сверху, что я и не преминула сделать.
Наконец, тенистая извилистая дорога привела нас к мощным величественным стенам монастыря. Вход был бесплатным, что меня сильно удивило. То, что кто-то не зарабатывает на владении мировым брендом - непривычно, но, на мой взгляд, правильно.
Мы вошли и… дух захватило при виде монастырского двора, обрамленного со всех сторон галереями со стройными рядами изящных колон и арок.
На ум пришли слова - грандиозно! Великолепно! Я ходила по монастырю, судорожно фотографируя все подряд, восхищаясь все новыми видами и архитектурными композициями, созданными, когда -то архитекторами и художниками.
Но, постепенно, успокоившись, начала понимать, что духовная составляющая моего восприятия не включилась в работу. Эмоции? Да. Разум? Да. А душа? Ну-у, не знаю. Хочу отметить, что это касается только меня. Наверняка, для кого-то это место будет восприниматься как самое священное на земле. Во мне же включился «информо-сапиенс».
Как и любой другой, Рильский монастырь имел в своей основе три опоры. Во - первых, это святое намоленное место, связанное с духовным авторитетом, в данном случае, с именем Иоанна Рилского, поселившегося в этих местах в 9 веке, и ставшего пустынником, т. е. человеком отрекшимся от мирских благ, ведшим и проповедующим аскетический образ жизни. Это период, когда Болгария принимает христианство и поступок христианского проповедника имел огромное значение, в духовном становлении болгар. Вскоре его ученики и последователи начали селиться недалеко от учителя и воздвигать дома и вспомогательные постройки. Конечно же, они были далеки от классической храмовой архитектуры и носили, скорее прикладной и бытовой характер, чем духовный. Но появление церкви, а она не могла не появиться среди жилищ христиан и ограды вокруг поселения и явилось отправной точкой в создании монастыря.
К сожалению, не сохранилось построек того времени, но, ведь, у нас есть воображение, не правда-ли?
Во- вторых, как правило, монастырь, это еще и место, где можно было спрятаться от врагов за толстыми стенами, что было очень, немаловажно в те далекие смутные, времена. Мощные, расширяющие книзу стены Рилского монастыря как нельзя лучше отвечали этим требованиям. А оборонительная башня, возведенная феодалом Драговелом Хрельо в 14 веке, служила и дополнительным убежище, и местом наблюдения за дорогой и ближайшими склонами.
Оборонительная пятиэтажная башня высотой в 25 метров, доминирует над всем ансамблем монастыря. На верхем этаже расположена церковь Преображения Господня.
И, наконец, в третьих – любой монастырь, это не только духовный, но и культурный центр. В монастыре, создавали рукописи, переписывали книги известных духовных авторов для церквей, просто заказчиков и для других монастырей. Обучали. А для малообразованных членов духовного сообщества создавались церковные росписи, чтобы они могли ярко представить себе, о чем говорит священник. И Рилский монастырь становится очагом славянской письменности и просвещения, а во времена византийской, а затем, и турецкой экспансии, и хранителем болгарской истории. Летописи монастыря сохранили всю историю болгарского государства и болгарского народа, его борьбу за защиту национального и культурного самоопределения. В 15в. Из Велико Тырново в Рилский монастырь были перенесены мощи Иоанна Рилского.
Первый восторг прошел, и появилось ощущение пестроты и, пожалуй, даже, помпезности в архитектурном декоре. Но ничто не появляется на пустом месте и храмовой архитектуры это касается в полной мере. Но где же, создатели нашли прототипы этих великолепных строений? И когда этот ансамбль приобрел свой завершенный вид? Я снова сделала круг по монастырю, приглядываясь и анализируя детали всего архитектурного ансамбля
Готика подарила миру каркасную систему арок, что позволило нарастить наружную массу стен и создатели Рилского монастыря воспользовались этим в полной мере. Но явно прослеживается и связь и с византийской архитектурой, где колонны и арки создают единое целое, в тоже время, делят внутреннее пространство на отдельные ячейки ориентированные на некое уединенение.
Что, кстати, было характерно и для греческой архитектуры.
Боже мой, какие знания, опыт и глубокое, вдумчивое осмысление мировых достижений в архитектуре, характеризует создателей этого ансамбля!
Орнаментация наружных стен узорами из белых камней и красных кирпичей, их яркость и пестрота, меня первоначально слегка шокировали. Но, скорее всего, она идет от народного прикладного искусства и, если мы вспомним, крестьянские одежды Болгарии, то увидим такое же, чередование белых и красных цветов, что играет большую, в том числе, и сакральную роль и придает окружающему их пространству нарядный и праздничный вид.
А доведенная до совершенства система нарядных галерей, придают всему монастырю, не только праздничность, но и теплоту и уют.
Центр пятистороннего двора занимает крестово-купольная базилика с пятью куполами, что соотносится с византийской традицией. Храм Рождества Св. Богородицы. С ее возведением в начале 19 века, монастырь приобретает окончательный, завершенный вид. Сам храм и его убранство – это яркий пример архитектуры, живописи и прикладного искусства эпохи Болгарского Возрождения. -
Когда будете в храме, обратите внимание на изумительную резьбу иконостаса и огромную корону с ликами двенадцати апостолов висящую в центральном зале – нефе. Меня они очень впечатлили.
Монастырь в Рилах прославлен на века и высочайшим мастерством живописи. Но вряд ли в первую сотню лет строители монастыря озаботились его украшательством, а учитывая удаленность монастыря от дорог и отсутствия какого-либо крупного города поблизости, могу предположить, что первые фрески (если они были), возникли не раньше 11- 12 веков. А учитывая взаимопроникновение и поступательность развития мирового искусства, скорее всего, это были работы художников, тесно связанных с романской школой. Но это только мое предположение.
Я уже говорила, что росписи храмов имели огромное значение для неграмотных прихожан, донося до них как сцены рая и ада, так и информацию об исторических событиях или конкретных исторических личностях.
Фреска с изображением любимого в Болгарии святого.
На территории монастыря находится могила одного из главных болгарских просветителей 19 века, художника и монаха Нерфита Рилского. Он прославился переводом на новоболгарский язык Нового Завета и Катехизиса. Именно он создал букварь и стоял у истоков болгарской грамматики.
Я покидала монастырь со странным чувством недосказанности. А, может быть, недопонятости этого места. Было такое ощущение, что я не почувствовала, не ощутила его душу.
В свое следующее посещение Болгарии, я, непременно, приеду сюда еще раз.
Но, сначала…сначала, обязательно, побываю в маленьком, скромном, почти кулуарном Роженском монастыре, так обласкавшим мою душу.
Я с опаской взялась за описание моего посещения этого уникального места. Слишком много написано о нем, слишком известен этот монастырь. В тоже время, ведь, это мое восприятие, мои ощущения. И они тоже имеют право на существование. Не так ли?
- 4
- 18
- 5 103
18 комментариев