Перейти к публикации

Христов день по-български

Irisha
  • · 3 минуты на чтение

1861556715_.jpeg.48d550b2d6d37dac46ac21c3618bcb8d.jpeg

– Ты знаешь, куда девать скорлупу от пасхальных яиц?

– Положу в компост. Чтоб лучше росло…

– Тогда земля становится освящённой. Священная земля – это ведь Иерусалим, да?

– На самом деле, вся земля – Иерусалим.

(из наших разговоров за пасхальным столом)

А вчера, то есть накануне пасхи, была служба в храме святого архангела Михаила. Церковь в Смядово довольно высокая по сравнению с прочими болгарскими соборами, сохранившимися с позапрошлого века. Надо сказать, что во времена турецкого «робства» захватчики запрещали местному населению строить храмы выше холки коня – чтобы всадник возвышался над куполом. Местные зодчие обошли этот запрет. Есть легенда, которая объясняет, почему наша церковь сохранилась. Говорят, конь предводителя янычар споткнулся и чуть не грохнулся на мосту по дороге к ней. Турок счёл это дурным знаком и махнул своим: поворачиваем! Так и остался храм непорушенным – сиять белыми, сахарными стенами.

Мы пришли сюда раньше службы, чтобы рассмотреть внутреннее убранство: оливковые лики святых, болгарская «наивная» техника иконописи (замечательно носатые, больше в профиль, чем в анфас, лица), тяжелые хрустальные острова люстр, смешные мифические звери с крокодильими мордами в основании кресла священника, чудные резные детали балконов и лестниц – болгарские мастера по дереву воистину понимали этот материал.

На плафоне купола – следы старых, с 19 века сохранившихся фресок: Б-г с растрёпанной бородой, напоминающий старика из «Сказки о золотой рыбке». Взгляд у него скорее растерянный, чем властный, а жест ладоней призывает: придите ко мне, чада, как рыбки в златую сеть.

Отец Атанасий (внушительная осанка, рост под два метра, проницательный взгляд, модная оправа очков) встречает нас у входа и интересуется: ну как вам тут? Замечаю, что не обделяет он вниманием всех, кто хочет о чём-то спросить, со многими у него, видимо, дружественные отношения.

К началу службы народу в храм набивается около двух сотен – немало для четырёхтысячного населения города. Очень много молодёжи, некоторые держат в руках пластиковые стаканчики – «зонтики» для свеч, чтобы их не задуло резким ночным ветром. Старушки в чёрном платье и платочках. Стайки школьниц, которые чирикают о чём-то своём во время службы. При этом никто не делает им замечаний, что неминуемо бы случилось в русском православном храме, и никто не косится в сторону наших джинсов и непокрытых волос.

По периметру храма установлены скамьи – для стариков и тех, кто устал – на мой взгляд, очень гуманное изобретение католической церкви, перенесённое на эту землю.

После пения молитв батюшка выходит к собравшимся с ярко горящими свечами, люди стекаются к нему, зажигая свои свечи от его пламени – очень волнующее зрелище!

Крёстный ход двигается вокруг храма. Ветер и дождь поминутно гасят свечи, но народ упорно зажигает их, «беря» огонь у идущих рядом. После крёстного хода у дверей образуется длинная очередь. На входе нас встречает батюшка с радостным возгласом: «Христос воскресе!» (замечаю, что радость в его голосе не гаснет и после двухсотого прихожанина), дарит крашеное яичко и подставляет свою крупную руку – за ради поцелуя. Как говорили мне старожилы (и в чём я смогла убедиться), – никто не остаётся без подарка к Христову дню, сколько бы народу ни явилось в храм. Моей дочке досталось даже три яичка (как сказал батюшка – это есть символ святой троицы. И благословил её).

Ещё около часа мы слушали службу и когда, наконец, вышли, с удивлением обнаружили на улице нашу провожатую – соседку Элку. Меня поразила её деликатность – ни слова не говоря, она ждала своих соседей, хотя и дрожала от холода. Мы пришли сюда вместе и, видимо, она не могла нас бросить, хотя мы и не договаривались возвращаться всем табором. Мы шли, болтая на русско-болгарском о чём-то пустячном. Луна пряталась за тучами, но звёзды... Крупные южные звёзды сияли в тыщу карат и пели тоненькими голосками о чём-то вечном.

P. S. Этот пост был написан в апреле прошлого года. Но все детали ритуала неизменно повторяются, поэтому я решила поделиться своими впечатлениями сейчас. Единственное, чем отличалась пасхальная служба в мае 2013-го – тёплой погодой.

  • Супер 5
  • 24
  • 2 950
24
3k
  • Супер 5

24 комментария

Tatiana 07

В этом году ходила на Пасхальное Богослужение в церкви Св. Пантелеймона в Хисаре. Болгары ведут себя на службе совсем по-другому: свободно общаются, звонят телефоны, двери в церковь все время открыты и люди входят и выходят во время службы. Часто разговоры заглушают проповедь. Народу очень много, большинство - в свободном движении. Женщины голов не покрывают. Нет фанатизма, все демократично, показалось, что для многих присутствующих, служба скорее обряд, часть большого христианского праздника. Двери в этой церкви открыты всегда, вокруг церкви располагается красивый сквер с цветами, фигурками, лавочками, где всегда сидят люди и играют дети.

Фланнери

Проникновенно написано, замечательно!

Спасибо.

Христос воскресе!

Rina S

Спасибо, Ирина, за рассказ! Очень хорошо написано! Не скрывайте свои способности! Пишите, рассказывайте о своей жизни в Болгарии, конечно, что посчитаете нужным. Чем больше рассказов, тем ярче, отчетливей мы представляем жизнь в Болгарии. Дас Бог и мы когда-нибудь будем жить в этом теплом и гостеприимном уголке земли!

Аля
Балчик-Владивосток
Спасибо, Ирина, за рассказ! Очень хорошо написано! Не скрывайте свои способности! Пишите, рассказывайте о своей жизни в Болгарии, конечно, что посчитаете нужным. Чем больше рассказов, тем ярче, отчетливей мы представляем жизнь в Болгарии. Дас Бог и мы когда-нибудь будем жить в этом теплом и гостеприимном уголке земли!

Да она и не скрывает своих способностей.;) Ирина профессиональный журналист и автор стихов.

Natadem
В этом году ходила на Пасхальное Богослужение в церкви Св. Пантелеймона в Хисаре. Болгары ведут себя на службе совсем по-другому: свободно общаются, звонят телефоны, двери в церковь все время открыты и люди входят и выходят во время службы. Часто разговоры заглушают проповедь. Народу очень много, большинство - в свободном движении. Женщины голов не покрывают. Нет фанатизма, все демократично, показалось, что для многих присутствующих, служба скорее обряд, часть большого христианского праздника. Двери в этой церкви открыты всегда, вокруг церкви располагается красивый сквер с цветами, фигурками, лавочками, где всегда сидят люди и играют дети.

Мне очень импонирует вот эта человечность, когда людям не надо напрягаться по поводу одежды, ритуалов, условностей. Когда Храм становится чем-то родным и нет страха не соблюсти какой-то обычай или не правильно себя вести. Я многого не знаю в атрибутике, в манере поведения в Храме, никогда не посещала, потому что боялась сделать что-то не так... А такое свободное и спокойное посещение было бы для меня радостью. Я против фанатизма в чем бы то ни было...

Natadem

Ирина, спасибо большое за чудесный рассказ! Несколько раз перечитала, все не могла написать, чтобы выразить свои чувства... Я в церковь не хожу никогда, не умею ни молиться, ни креститься... Считаю, что Бог должен быть в душе у каждого, в сердце, а все остальное менее важно. Может быть, я и не права...

Но я бы ходила в Болгарскую церковь, это я уже поняла, читала много рассказов на эту тему. И ходила бы тогда, когда душа хочет, когда потребность в этом есть. Очень нравится чистое, незамутненное отношение болгар к вере, их наивная искренность, в самом хорошем смысле.

Спасибо Вам большое за возможность приобщиться хотя бы так к этому замечательному народу!

vlad64
... я в церковь не хожу никогда, не умею ни молиться, ни креститься... Считаю, что Бог должен быть в душе у каждого, в сердце, а все остальное менее важно. Может быть, я и не права...

Но я бы ходила в Болгарскую церковь,... Очень нравится чистое, незамутненное отношение болгар к вере, их наивная искренность, в самом хорошем смысле.

Спасибо Вам большое за возможность приобщиться хотя бы так к этому замечательному народу!

(время камни разбрасывать, время их собирать)..natadem: К каждому человеку приходит час, когда возникает потребность придти к Создателю именно в храм. А не возникнет, не огорчайтесь важно, что Вы чувствуете душой и как живёте по совести.

А насчёт того, что Вы ходили бы в Болгарскую церковь, :thumbsdown::eek: повторюсь: У Вас ещё будет время, Вы еще успеете войти здесь сначала (в подмосковье) в свой храм.. И сумеете приобщиться к своему замечательному народу, он кстати оченно неплохой тоже, как и Храмы наши.:)

Natadem
Вы еще успеете войти здесь сначала (в подмосковье) в свой храм.. И сумеете приобщиться к своему замечательному народу, он кстати оченно неплохой тоже, как и Храмы наши.:)

А я никогда и не говорила, что наш народ плохой:) и не считаю его плохим, что Вы!

Просто отношения со всей этой церковной атрибутикой не сложились... Были случаи, когда получала очень неприятный опыт при попытке сблизиться... и по поводу священнослужителей имею свое, сложившееся мнение, не совсем приятное, к сожалению...

Есть рядом со мной грандиозное сооружение, Новоиерусалимский монастырь, сюда приезжают со всех концов Земли на экскурсии, а я была только во дворе, на территории, внутрь зайти не смогла... Страшно... А почему - сама не знаю.

Dim

Тема создана автором вероятно с хорошими намерениями, я лично приветствую. Написано интересно, видно что автор уже пообвыкся с болгарскими соседями и особенностями. Хочу только уточнить, что вроде опять "потерялись в переводе". В традиции христианской веры в Болгарии, а и в России считается что Христов день, или день в котором могут отмечать свои именины названные именами как Христо, Христина, Хриса, Христофор, Христя и т. д. не Пасха или Великден, а Коледа/Рождество Христово/Рождество. Поэтому и в прошлом родившихся младенцев в христинаских семьях 24 и 25 декабря называли обычно в честь Христа. Поэтому "Христов деня по-болгарски" в Пасхе или к Великден не совсем учачное название.

В день Пасхи/Великден отмечают именины мужчины и женщины носившие имена как Величко, Величка, Велика, Велико, Велик и т. д. и т. п.

Гость Астильба

Просто отношения со всей этой церковной атрибутикой не сложились... Были случаи, когда получала очень неприятный опыт при попытке сблизиться... И по поводу священнослужителей имею свое, сложившееся мнение, не совсем приятное, к сожалению...

Очень советую прочитать замечательную книгу "Несвятые святые".
Кетцаткоатль
В этом году ходила на Пасхальное Богослужение в церкви Св. Пантелеймона в Хисаре. Болгары ведут себя на службе совсем по-другому: свободно общаются, звонят телефоны, двери в церковь все время открыты и люди входят и выходят во время службы. Часто разговоры заглушают проповедь. Народу очень много, большинство - в свободном движении. Женщины голов не покрывают. Нет фанатизма, все демократично, показалось, что для многих присутствующих, служба скорее обряд, часть большого христианского праздника. Двери в этой церкви открыты всегда, вокруг церкви располагается красивый сквер с цветами, фигурками, лавочками, где всегда сидят люди и играют дети.

Да, я тоже однажды была в Болгарской церкви на Пасху и была положительно удивлена демократичностью нравов. Дети шумят, кто-то стоит с бокалами вина - видно из ближайшего ресторана пришли, разговоры, приподнятое настроение. А после Крёстного Хода и благославления батюшка собрал детей в хоровод и стал с ними в игры играть, как Дед Мороз наш.

VITKA

Всех с праздником: Христос Воскресе!

Встречали Пасху в Шипке в Храме Рождества Христова. На крестный ход собралось много народа. Все стремились зажечь свечи, настроение радостное - очень приятно смотреть.

Но не совсем согласна с распространением сплошной демократичности:

Храм -это место поклонения и общения с Богом и Святыми ему угодившими. Не хочу брюзжать, как злобная старушка, но и хохот входящей во время службы группы веселых и молодых у меня никак не ассоциируется с их желанием общаться с Богом. Нам показалось, что для них крестный ход - это своего рода шоу. И не только для молодых. Народ собрался, только часть участвовала в крестном ходе, остальные толпились у входа. Минут через 20 после того, как процессия вернулась в храм и продолжилась служба я оглянулась, а храм пустой! Я была просто в шоке! С нами остались лишь 10 человек, которые были на помазании и затем причащались.

Мне очень нравится доброжелательность в болгарских храмах.

В Вербное воскресенье мы были на службе в Роженском монастыре: батюшка сам раздавал вербу, а когда говорил, то остановился и ждал пока женщина перестанет шуршать пакетом и будет тишина. Да, там храм небольшой, но я считаю, что если пришел на службу, то по крайней мере не мешай и уважай остальных.

Злобные старушки не заменят духовного отца, но кто расскажет Вам что происходит в храме, о чем эта служба, какой рукой и как накладывать на себя крестное знамение?

Как вы считаете откуда люди невоцерковленные (неопытные) могут это узнавать? Чтобы не пугаться и не обижаться?

Я не считаю себя знающей церковные тонкости - их очень много и всем их не дано знать, знаю по себе, чем чаще бываешь на службе, тем понятнее постепенно становится и уже не чувствуешь себя белой вороной.

Главное, на мой взгляд, не нужно стесняться молиться и уважать время молитвы других. Мир всем!

VITKA
А я никогда и не говорила, что наш народ плохой:) и не считаю его плохим, что Вы!

Просто отношения со всей этой церковной атрибутикой не сложились... Были случаи, когда получала очень неприятный опыт при попытке сблизиться... И по поводу священнослужителей имею свое, сложившееся мнение, не совсем приятное, к сожалению...

Есть рядом со мной грандиозное сооружение, Новоиерусалимский монастырь, сюда приезжают со всех концов Земли на экскурсии, а я была только во дворе, на территории, внутрь зайти не смогла... Страшно... А почему - сама не знаю.

Моя приятельница через много лет (если не впервые!) собралась на исповедь. Встала очень рано, приехала в храм, заняла очередь на исповедь (в Москве в храмах это часто встречается) и когда оставался один человек перед ней ей стало плохо - она вышла на улицу и на скамейке просто отключилась! Пришла в себя минут через 15 и снова пошла в храм, ее очередь прошла, но батюшка, увидев ее лицо вызвал ее сам. Знаю по себе и своим близким, что когда собираешься на исповедь и готовишься к причастию - всегда найдется множество препятствий и отговорок! Иногда ловлю себя на том, что даже смеюсь, когда они выявляются так очевидно! Вы же знаете чья это работа? Не поддавайтесь! Читайте молитву и идите в храм!

Отношение к служителям в храме, на мой взгляд, должно быть уважительно-потребительское (как бы грубо это не звучало). Они (священники) - посредники между нами и Богом. От них требуется выполнить свою функцию, а мы приходит для спасения своей души. Какие грехи они творят в своей земной жизни знает Господь и перед Ним они будут держать ответ, поэтому нам неважно на каком джипе приехал батюшка - это его крест - пусть его и несет. Мы спасаем свои души и души своих близких - за кого возносим молитвы.

Tatiana 07

Разговор о вере - разговор интимный, все равно, что говорить о личной жизни. Каждый приходит к богу, когда его позовет душа. Мне не очень нравиться болгарская демократичность, хотя я вижу в ней здравый смысл, но меня напрягает ортодоксальность русской православной церкви. В прошлом году я была на Пасхальном Богослужении в одной из церквей Санкт-Петербурга. Знаете, что меня задела до глубины души? При всей помпезности богослужения, именно церковные служители (в разных рангах) вели службу небрежно. Они переговаривались между собой и хихикали, просто "работали". А верующие молились, стояли в душной церкви всю длинную службу, с упоением пели во время крестного хода. В прошлом году в мае я была на службе в одной из церквей Созополя в день Кирилла и Мефодия. У нас нет этого церковного праздника, а у болгар есть. В церкви было мало народа- человек двадцать болгарских дам преклонного возраста, с пяток мужчин, двое истинно верующих. И тут мы- две дамы из Питера, с покрытыми головами. Мы были событием. Все нас разглядовали, обсуждали. Батюшка, увидев нас, произнес часовую проповедь о дружбе славянских народов, почти все было понятно. Где найти золотую середину между их демократичностью и нашей ортодоксальностью? В вере. Не пугайтесь наших церквей и храмов - внутри них вы общаетесь с Богом. Еще раз всех с праздником!

Irisha
Проникновенно написано, замечательно!

Спасибо.

Христос воскресе!

Благодарю за тёплые слова!

Irisha
Спасибо, Ирина, за рассказ! Очень хорошо написано! Не скрывайте свои способности! Пишите, рассказывайте о своей жизни в Болгарии, конечно, что посчитаете нужным. Чем больше рассказов, тем ярче, отчетливей мы представляем жизнь в Болгарии. Дас Бог и мы когда-нибудь будем жить в этом теплом и гостеприимном уголке земли!

Рада, что Вам понравилось! Конечно, все мечты осуществятся (если они действительно очень важны для Вас).

Irisha
Ирина, спасибо большое за чудесный рассказ! Несколько раз перечитала, все не могла написать, чтобы выразить свои чувства... Я в церковь не хожу никогда, не умею ни молиться, ни креститься... Считаю, что Бог должен быть в душе у каждого, в сердце, а все остальное менее важно. Может быть, я и не права...

Но я бы ходила в Болгарскую церковь, это я уже поняла, читала много рассказов на эту тему. И ходила бы тогда, когда душа хочет, когда потребность в этом есть. Очень нравится чистое, незамутненное отношение болгар к вере, их наивная искренность, в самом хорошем смысле.

Спасибо Вам большое за возможность приобщиться хотя бы так к этому замечательному народу!

Наталья, Вы нашли замечательные слова, которые точно выражают и моё отношение к религии. Спасибо Вам за понимание!

Irisha
Тема создана автором вероятно с хорошими намерениями, я лично приветствую. Написано интересно, видно что автор уже пообвыкся с болгарскими соседями и особенностями. Хочу только уточнить, что вроде опять "потерялись в переводе". В традиции христианской веры в Болгарии, а и в России считается что Христов день, или день в котором могут отмечать свои именины названные именами как Христо, Христина, Хриса, Христофор, Христя и т. д. не Пасха или Великден, а Коледа/Рождество Христово/Рождество. Поэтому и в прошлом родившихся младенцев в христинаских семьях 24 и 25 декабря называли обычно в честь Христа. Поэтому "Христов деня по-болгарски" в Пасхе или к Великден не совсем учачное название.

В день Пасхи/Великден отмечают именины мужчины и женщины носившие имена как Величко, Величка, Велика, Велико, Велик и т. д. и т. п.

Dim, спасибо за конструктивную критику - она очень полезна. Я в курсе, что 25 декабря - день именин Христо, Христин и так дальше. А название выбрала такое из-за русской поговорки: "Дорого яичко к Христову дню". На Руси Пасха так тоже называлась. Поскольку я русначка, у меня, естественно, культурный багаж, основанный на русских традициях. Вот какие культурные параллели получаются.

Irisha
Да она и не скрывает своих способностей.;) Ирина профессиональный журналист и автор стихов.

А ещё я крестиком вышиваю, а также горшки кручу на круге! Спасибо за поддержку, Аля!

VITKA
И тут мы- две дамы из Питера, с покрытыми головами. Мы были событием. Все нас разглядовали, обсуждали.

Мне знакома эта ситуация. Я практически не ношу юбки и платья, а только брюки, поэтому сшила себе из крепдешина юбку с завязками (тонкая ткань, занимает мало места и не мнется). Перед входом в храм всегда надеваю эту юбку и платок. Да, выгляжу белой вороной, но меня это уже не смущает. В прошлом году весной в Рильском монастыре батюшка по моей просьбе открыл нам мощи св. Иоанна Рыльского и позволил приложиться, думаю именно потому что увидел в моем облачении уважение к Святому.

Не думаю, что нужно осуждать всех, кто приходит не в платке и юбке - если душа позвала нужно идти и лучше идти, чем не идти из-за одежды. Просто, если есть возможность и знаешь, что идешь в храм, то почему бы не взять платок. Мне кажется, что это даже дает какой-то особый настрой. Прошу прощения у всех за свои длинные умозаключения. Если что-то пригодится кому-то или подскажет - буду рада, нет - еще раз простите.

laba2008
Мне знакома эта ситуация. Я практически не ношу юбки и платья, а только брюки, поэтому сшила себе из крепдешина юбку с завязками (тонкая ткань, занимает мало места и не мнется). Перед входом в храм всегда надеваю эту юбку и платок. Да, выгляжу белой вороной, но меня это уже не смущает. В прошлом году весной в Рильском монастыре батюшка по моей просьбе открыл нам мощи св. Иоанна Рыльского и позволил приложиться, думаю именно потому что увидел в моем облачении уважение к Святому.

Не думаю, что нужно осуждать всех, кто приходит не в платке и юбке - если душа позвала нужно идти и лучше идти, чем не идти из-за одежды. Просто, если есть возможность и знаешь, что идешь в храм, то почему бы не взять платок. Мне кажется, что это даже дает какой-то особый настрой. Прошу прощения у всех за свои длинные умозаключения. Если что-то пригодится кому-то или подскажет - буду рада, нет - еще раз простите.

У меня иногда бывает ситуация, что когда прохожу (в Москве) мимо встречающегося мне по пути храма и чувствую, что хочу войти в него, но мой сегодняшний наряд не соответсвует (нет платка и/или в брюках). Перекрещусь на крест на куполах и иду дальше. И не могу иначе, потому что какое-то внутреннее табу из-за моего внешнего вида...

Уточню, что когда я заранее планирую посещение храма, то одеваю в юбку и покрываю голову платком.

А может быть, тот, кто компетентен, пояснит и объяснит как надо поступать в подобных ситуациях :confused: Возможно, что этот вопрос не соответствует данному форуму. Но ведь... Пути господни неисповедимы...

Dim
У меня иногда бывает ситуация, что когда прохожу (в Москве) мимо встречающегося мне по пути храма и чувствую, что хочу войти в него, но мой сегодняшний наряд не соответсвует (нет платка и/или в брюках). Перекрещусь на крест на куполах и иду дальше. И не могу иначе, потому что какое-то внутреннее табу из-за моего внешнего вида...

Уточню, что когда я заранее планирую посещение храма, то одеваю в юбку и покрываю голову платком.

А может быть, тот, кто компетентен, пояснит и объяснит как надо поступать в подобных ситуациях :confused: Возможно, что этот вопрос не соответствует данному форуму. Но ведь... Пути господни неисповедимы...

Здесь видно одни женщины, поэтому для них на первом месте форма, внешний вид. А это так, мишура, по сравнению с внутренним миром человека и конкретно с настоящей верой. Иконы и храмы придуманы примерно 300-350 лет после распятия Христа. То, что русские уделяют такое внимание внешности, когда они входят в храм, говорит о многом, может быть и о том, что они считают что соблюдают каноны, а другие, в конкретном случае болгарские прихожане с ними не знакомы. Ну, так думали и староверы, и не хотели креститься тремя пальцами, не хотели бороды стричь... Но это не означает что их вера в Бога сильнее, чем вера тех, кто сейчас придерживается к новым канонам?

Хочу уточнить, что и в период с 1945 по 1989 г в Болгарии можно было молиться в храмах и в будни и в праздник мог зайти любой, кто хочет. То, что сейчас пишут о запретах слишком преувеличено. Даже комммунисты или комсомольцы могли в храмах входить и молиться. И многие это делали. Ничего плохого. Да, некоторых потом исключали из БКП или ДКМС и правильно. Если ты сделал выбор, то будь человеком с достоинством и не молись двум богам. Перевертышей никто не уважает. В Болгарии всегда по отношению к внешнему виду приихожан, которые входят в храмы, будь то молодые девушки, женщины с непокрытыми головами, открытыми плечами, в коротких юбках или брюках, или молодые мужчины в коротких штанах проявляли терпимость.

Miro

Была интересная ситуация. Почитав в интернете и посмотрев ряд видео, порадовалась, что в Болгарии и Греции в православных храмах платки "необязательны", так как у меня с платками вообще дружбы нет и все время накидываю какие то шарфы, которые не всегда удобны... В общем морока одна..

Ну и тут в нашем селе услышала колокольный звон на вечернюю службу созывают, быстренько в машину и в храм.. Служба только началась, я в брючках, без платка, зашла тихонько, села на стульчик в один из рядов и вижу, что тетушки и бабулечки в платках все и юбках... Я растворилась в пространстве, внутренне конечно неловко было, но героически досидела до конца. Обратила внимание, что так часто как в России не крестятся, только сидят и как бы поклон отпускают, на нужных местах встают, крестятся. Служба на удивление шла абсолютно на привычном языке, как у нас в храмах, только когда Библию читал священник, на болгарском так трогательно зачитывал-в местах, где у нас читают обращение:"Сын мой", произносил "Сынко"()>. Так приятно. Служба закончилась, бабулечки меня целуют "Добре дошли", такие хорошие, я стесняюсь, говорю, платок не взяла, извинявайте, спрашиваю про исповедь,-одна дает свой платок из сумки, говорит-глаженный:) ведет к батюшке. Он прочитал все положенные слова перед исповедью так по настоящему, что я даже прочуствовала всю серьезность и истинность момента. Никакой работы-действительно служба, благоговение священника и сама стоишь как на духу... Батюшка все понимал.

На следующий день была одна причастницей. Торжественно по дорожке одну повели, причастилась.. Запомню на всю жизнь:)

Miro

Что интересно, на следующий день когда служба шла, тетушка меня спросила болгарская -: Все разбИрашь, что говорит?"

Удивилась, говорит,- а мы не разбИрам...

Please sign in or register to post a comment.

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...