Вот уже почти 2 года я в Болгарии.
Не непрерывно, нет.
Приезжала, уезжала.
Но потихонечку "открывала" для себя удивительные места в Болгарии.
Здесь скопирую одну запись из моего блога про поездку в 29 сентября 2012 г. В с. Добрско, что в 20 км от Банско.
"Проснулись сегодня с мужем рано, в 6.30, без будильника, когда было еще темно. Потом смотрели, как солнце розовыми лучами умывает Пирин, делая его вершины перламутровыми. Потом голубеет-синеет небо и наступает новый день.
Неотложных дел не было. Затишье. В отеле пусто, не надо идти кормить завтраками гостей. Муж как всегда ушел раньше, я наводила красоту. Непросто в преклонном возрасте оставаться миловидной) Когда пришла в ресторан за первой чашечкой кофе и тарелочкой кислого мляка с вареньем получила заманчивое предложение-а давай махнем в горы. Я не раздумывая сказала-давай и через минутку была у машины. Пока мыли нашего коня идея похода в горы трансформировалась в идею поездки в с. Добрско, что в 20 км от Банско.
Путь в Добрско пролегал через живописные места. На одном из горных поворотов я оглянулась и от нереальной красоты Пирина у меня защемило сердце!
А при въезде в село мы попали в океан овечьего стада в сопровождении 5 или 6 потрясающих болгарских овчарок)
О Добрско я слышала и читала давно. Село приобрело известность у туристов благодаря церкви „Св. Теодор Тирон и Теодор Стратилат“. Эти святые считаются покровителями христианской армии. А вода источника, бьющего из-под церкви, считается целебной, так как по преданию здесь лечили свои раны 140 000 ослепленных солдат царя Самуила. Они основали деревню и построили храм.
Если верить историческим документам, то изначально церковь эта была построена в 1122 году, о чем свидетельствует мраморная плита посередине церкви с изображением византийского двухглавого орла с годом (точно такую же плиту мы видели в церкви Св. Георгия в с. Златолист у преподобной Стойны!) а спустя пять веков (1614 г.) - уже во времена турецкого владычества - ее отреставрировали с сохранением всех икон, фресок, интерьера. Турки требовали, чтобы христианские церкви были не выше сидящего на коне всадника. Однако для того, чтобы в случае войны можно было отличить церковь от оборонительного сооружения, на фасаде нанесены крест и некое подобие свастики - замкнутый крест, обозначавший круговорот жизни.
Когда мы приехали, церковь была закрыта. Я не знала, что она работает как музей, а богослужения проводятся всего три раза в год-на Пасху, на Рождество и в день Святых, в честь которых названа церковь.
Меня поразила красота сада, на фотографиях видны роскошные розы.
Мы вышли за церковную ограду и решили немного прогуляться и вдруг к нам подошла молодая красивая болгарка и спросила: хотим ли мы посмотреть церковь внутри. Мы с радостью последовали за ней. Пока она выписывала нам билеты, я увидела то, о чем прочитала еще весной-книжечку 100 национальных туристических объектов, которую надо заполнять штампиками мест, которые занесены в список и где ты побываешь. О счастье! Книжечка стала моей!
А потом, наклонившись, мы вошли в церковь.
И сердце опять замерло.
Фрески были теплыми, живыми, добрыми. Лики Иисуса Христа, Богородицы, Святых на иконах были необыкновенно сострадающими, хотелось прикоснуться к фрескам.
Я спросила у смотрительницы, ее зовут Румяна Папева, это аутентичные фрески или новые краски, после реставрации. Она подвела меня к месту, где реставраторы оставили неотреставрированную полоску. Оказалось, что благодаря тому, что в церкви сохранется постоянная температура и влажность, а также тому, что на протяжении нескольких веков в ней постоянно горели свечи, воск осел на стенах и стал защитным слоем.
Я настолько была поражена фресками, мраморным орлом, что даже не сразу стала искать ту знаменитую фреску с изображением Иисуса Христа в космическом корабле.
Румяна показала нам ее. Посмотрите и Вы. Хотя висит знак-фотографировать запрещено, да и я не люблю фотографировать в церквях, все же я спросила Румяну-можно? Она быстро оглянулась-ушли ли сербские туристы из Австралии и произнесла: брзчко-брзчко и мы брзчко сделали несколько фотографий. Остальные можно посмотреть, например здесь. Очень красивые фотографии фресок тут.
В церкви три фрески: Преображение Христа, Вознесения Христа и Успения Пресвятой Богородицы, на которых есть изображения ракеты, слоев атмосферы Земли, некоей капсулы с крыльями.
Но скажу честно, ТИШИНА церкви, ее необыкновенно добрая сила произвели на меня самое большое впечатление.
Надеюсь вернуться сюда вновь.
Немного фотографий-дорога домой, в Банско, мой прекрасный Пирин!
По приезду стала искать информацию об истории этого поселения. Наткнулась на интересные исторические факты.
"Не много найдется в Болгарии сел, способных соперничать с Добырско по древности и богатству исторического прошлого. Обширные поляны и луга, с весны до поздней осени покрытые сочной травой, множество пастбищ, сотни чистых холодных родников, образующих несколько речек, девственные хвойные и лиственные леса, богатые дичью, не могли не привлечь сюда человека. А если принять во внимание и то, что здесь много солнца, – за это местность и получила прозвище Припек, – становится понятно, что наши чуткие к природе прадеды не могли не обосноваться на этой земле.
Фракийцы куда лучше нас чувствовали Землю-мать и точно выбирали нужное место и нужное время, чтобы построить храм, поставить село... В этих местах жили племена бессов. Им понравилась эта впадина на южном склоне Рилы и они основали здесь поселение. С тех пор миновали тысячелетия. Прекрасно, что Добырско существует и ныне. Здесь и сейчас. И слава Богу!
Как ни смотреть, место это – особенное. Свидетельства фракийского происхождения селения обнаружены на краю села, на лугу, что лежит у дороги к Спасову мосту. Не располагая никакими ориентирующими данными, опираясь лишь на предание, местные краеведы начали раскопки и нашли фундамент церкви, большой гранитный крест и хорошо обработанную мраморную плиту приблизительно 60 х 60 см с изображением всадника. Плита датируется VII–VI вв. До н. э. Первыми обитателями, т. е. основателями села, были, бесспорно, фракийцы, потому что изображенный на плите всадник – не кто иной, как фракийский Херос, или Фракийский всадник. Его культ связан с верой в загробную жизнь. Вместе с тем считалось, что он дарит людям плодородие и другие блага. Историки утверждают, что к 313 г. Часть населения этой области уже приняла христианство. После того, как император Константин провозгласил учение Христа легальным вероисповеданием, началось возведение церквей и монастырей на всей территории Западной Римской империи, ставшей к тому времени Византией.
Позднее здесь появились славянские племена, им также понравилось это место. Они осели здесь и смешались с фракийцами. Потом пришли болгары. Началось бурное развитие Добрско." Продолжение здесь.
Как вы понимаете, в следующую поездку буду искать Спасов мост и мраморную плиту с изображением Фракийского всадника.
Продолжение следует)"
Фотографии в блоге)
- 5
- 10
- 2 238
10 комментариев