Перейти к публикации

Блог Soldat

  • записей
    50
  • комментариев
    466
  • просмотров
    9 757

Цыганский вопрос-финал

Soldat
  • · 9 минут на чтение

А теперь немного о болгарских циганах. Здесь я буду опираться на открытые источники и собственные наблюдения в течении полутора лет проживания в Болгарии.

Сколько в Болгарии цыган? Важный и сложный вопрос. Сами болгары признают, что статистика по численности циган путана и туманна. Предполагается, что в 2001 г. На территории Болгарии проживало 370 тыс. Цыган, но неофициальные исследователи останавливаются на цифре 700-800 тыс. Человек. Первая попытка посчитать циган была предпринята в 1887 г. Тогда циган насчитывалось 50 тыс. Человек, а в настоящий момент по численности они находятся на третьем месте после болгар и турок.

С религиозной точки зрения больше половины циган считают себя христианами, какая-то часть верит в Магомета, остальные не верят никому и ничему. Болгарские цигане, как утверждают специалисты, говорят примерно на 30 диалектах, разделены на группы и подгруппы в зависимости от диалекта и мужских занятий в общности. По официальным данным, в 2002 г. Цигане по стране населяли 347 отдельных поселений и кварталов. Такие локальные самоорганизованные циганские территории в городах, как „Факултета” в Софии, „Столипиново” в Пловдиве и „Максуда” в Варне, стали символично привычными со своими проблемами для болгарских граждан и властей. В основном цигане обитают, как правило, по окраинам городов и сел, сожительствуя с другими этническими группами. Циганские поселки разбросаны по всей территории страны, но большая часть цыган живет в районе таких городов как Сливен, Монтана и др. Много циган и в Бургасе, где они относительно компактно проживают в кв. Победа и в своей махале в кв. Меден Рудник.

Болгарские исследователи выделяют несколько циганских общностей.

Основными цыганскими группами (родами) являются йерлии, калдераши и родаре. Первые из них – самые многочисленные. По происхождению их связывают с Македонией и Сербией, а сами себя они, в основном, называют турецкими цыганами.

Вторые - самые малочисленные, но и самые зажиточные. По происхождению и традициям они близки к венгерским, сербским и, отчасти, к румынским цыганам. И в наши дни вы можете присутствовать при „покупке” невесты для создания семьи в этой группе. Третью группу-«родари» называют также «копанарами» или «власами», что указывает на их предыдущее место обитания- Валахию или Румынию. Характерными промыслами цыган этой группы являются трюки с медведями и обезьянами и изготовление столовых приборов из дерева. Некоторые исследователи выделяют ещe одну группу – демирджиев, называемых также „старыми болгарами”, которые определяют себя «наследниками хана Аспаруха». Они христиане, и в основном, утратили цыганский язык.

Можно услышать, что в Болгарии быть циганом нелегко. Цигане уже давно стали притчей во языцах, и циганская тема в СМИ и речах политиков давно уже набила оскомину. Появился даже термин «циганизация». Имеется в виду тенденция к преувеличению отрицательных черт в характере и поведении цыганской общности.

Не знаю, не знаю... От многих знакомых болгар я уже не раз слышал горькие слова: „Болгария – циганская держава“. Сейчас поясню смысл этих слов: цигане позволяют себе такие поступки и мелкие правонарушения, которые болгары себе не позволяют – из уважения к окружающим людям и к закону. Ну, например, нелегально подключиться к линии электропередачи, демонстративно отказываться платить за проезд в общественном транспорте, в пьяном виде орать и иными действиями нарушать общественный порядок, ехать на своей лошадной повозке по скоростной магистрали и много чего еще. И все им сходит с рук! Они могут не работать официально НИКОГДА, не платить налогов, но с пеной у рта требовать социальных пособий на себя и детей, которых рожают с завидной регулярностью.

И болгары, и иностранцы могут видеть циган практически во всех болгарских городах, где они являются активными торговцами мелкими бытовыми товарами, мелкими валютными мошенниками, профессиональными карманными ворами. Женщины-цыганки повсеместно промышляют гаданием или попрошайничают вместе с детьми. В летнее время молодые цыганки становятся исключительно активными жрицами любви в городах, в курортных поселках и на магистралях Болгарии.

Здесь, на побережьи, циган разных возрастов можно постоянно наблюдать в зоне пляжей, где они, как бы прогуливаясь, бросают свои хищные взгляды на одежду и сумки отдыхающих. И не надо думать, что они заняты исключительно любованием морских пейзажей: чуть зазеваешься или расслабишься – можешь оказаться без своих вещей.

В дни массовых распродаж в больших магазинах и дни праздничных гуляний активно действуют организованные циганские группы карманных воров. Они готовятся к таким дням заблаговременно, тщательно планируя свои места, роли и пути отхода. Об этом мне как-то в разговоре сообщил один полицай...

Короче говоря, граждане – будьте всегда внимательны ибо враг циган не дремлет! Он всегда в поиске своей жертвы.

Во избежание обвинений в оголтелом расизме приходится постоянно твердить одно и то же: есть, есть цигане, добившиеся определенного положения в жизни, ставшие адвокатами, нотариусами, инженерами, врачами, художниками, литераторами, популярными артистами и телеведущими...

Однако подавляющая часть циган в жизни далеко не так успешна. Не будет преувеличением сказать, что в жизни большинства циган за последние несколько столетий мало что изменилось. Вероятно, самым большим изменением в жизни этой народности явился переход от кочевой к оседлой жизни. С точки зрения наблюдателей и специалистов на этом все плюсы исчерпываются. Оседлую жизнь подавляющей массы циган рассматривают как жизнь в добровольном гетто, а болгарское общество наделяет циган множеством негативных черт в характере и поведении. Практически все цигане являются хроническими безработными, и могут рассчитывать только на государственную социальную помощь. Вряд ли можно рассматривать часто цитируемые в средствах массовой информации доклады о недостаточном обеспечении циган элементарными условиями для жизни и постоянные сетования на недоступность образования для циганских детей, действенной помощью общества для представителей этого племени. Напротив, чаще их называют мелкими преступниками и жуликами.

К слову сказать, значительная часть этих обвинений кажется справедливой.

Согласно болгарским источникам, в последнее время наметилась тенденция к социальной интеграции цыган в болгарское общество. Все больше и больше детей начинает получать образование, все больше и больше взрослого цыганского населения отходит от традиционной иждивенческой идеологии и осознает необходимость зарабатывать деньги тем, что окружающее общество считает честным трудом. Результаты этой тенденции видны на болгарских стройках - больше половины строительных рабочих, пусть даже низкой квалификации – цигане.

А вот еще собственное наблюдение: на циганах держится и благоустройство, и санитарное состояние болгарских городов и курортов. Их постоянно можно увидеть в качестве уборщиков мусора, чистильщиков дорог и тротуаров. Говорят, работа с отходами и бизнес, связанный с извлечением прибыли из отходов - один из фирменных циганских промыслов по всей Европе. Такое положение вещей вполне устраивает бюргерскую Европу.

Наблюдается некоторая активизация циганской общности и в сельскохозяйственной отрасли – конокрадство и кража домашнего скота у крестьян стали уступать место разведению скота, птицы и другим видам крестьянского труда. Конечно, до сих пор даже оседлые цигане остаются не самыми спокойными соседями в болгарских селах. Нередко возникает много мелких бытовых и земельных конфликтов.

Несомненно одно, - стартовые возможности циган в жизни несравненно более скромные, чем у представителей любых других европейских наций. Правда, лично мне кажется, что циганам не очень-то и хотелось вести такую же жизнь, что и все другие „цивилизованные“ народы.

Понятно, что циганская проблема или проблема интеграции цыган в болгарское общество является одном из наиболее важных и болезненных внутренних проблем для болгарских властей.

Власти всех уровней регулярно пытаются выработать политику по «циганскому вопросу», разрабатывают программы и планы, способствующие улучшению условий жизни цыган в стране. Ключевым понятием здесь является „интеграция” цыганского населения.

Не так давно Община Бургас, например, приняла решение о строительстве четырех многоквартирных домов исключительно для циган. Планируется переселение их из трущоб в нормальное жилье. Что-то большие сомнения вызывает у меня ожидаемый успех данного мероприятия, ибо на многочисленных примерах можно убедиться, ВО ЧТО превращается новый дом, населенный циганами. Но в таком случае, возможно были правы швейцарцы, изымавшие в середине прошлого века малолетних детей из циганских таборов с целью их интеграции в нормальное общество?

В Евросоюзе в недавнем прошлом разработаны стратегии, направленные на осуществление равноправия, интеграцию циган в обществе, защиту от дискриминации, наряду с заботами об образовании, медицинским страхованием и жилищными условиями цыган. Имеются долгосрочные программы, например, до 2020 года и в Болгарии. Причем болгарские власти совершенно правильно рассматривают циганский вопрос на территории Болгарии в общей связи с данной проблемой в общеевропейском масштабе. Справедливости ради следует сказать, что для решения этих проблем руководство Болгарии сделало все, что ей указывали из Страсбурга. Это и стало одной из причин, почему ее приняли в Евросоюз.

На выручку новоиспеченным членам ЕС поспешил Всемирный банк, руководство которого напомнило Евросоюзу, что цыганская проблема – один из самых серьезных вызовов Евросоюзу, поскольку ассимиляция цыган продлится не менее одного поколения. Для этих целей была разработана отдельная программа «Десять лет интеграции циган».

Однако, как известно, за все надо платить, в том числе и за игры с толерантностью. Прошло несколько лет после начала программы. И что же? Как свидетельствует некоторые болгарские источники, «предубеждений меньше не стало». Более того, подобные программы вызвали жалобы самих болгар, что цыгане оказались «над законом».

Совершенно очевидно, что Евросоюз так и не может разрешить циганскую проблему: совсем недавно Европу потряс скандал во Франции, откуда по приказу Николя Саркози было выслано несколько тысяч циган (при этом за депортацию им приплачивали по 400-500 евро на каждого). Высылали их в Болгарию и Румынию. Саркози обвинили в расизме, Францию жестко раскритиковал Брюссель и ООН, однако Париж эту критику пропустил мимо ушей. Но одной высылкой побороть циганскую миграцию невозможно, депортированные цигане, как показывает практика, все равно возвращаются обратно во Францию, МВД страны разработало даже специальный закон, запрещающий циганам возвращаться во Францию.

Действия Саркози подержали тогда 69% французов. И их понять можно. Вот только статистика.

Издание «Пуэн» приводит несколько цифр: в 2009 году в Париже румынами (имеются в виду, конечно, румынские цигане) было совершено более 3 тысяч правонарушений, что на 138% больше, чем в позапрошлом году. Две трети этих правонарушений — кражи, а виновники половины этих преступлений – несовершеннолетние. За первые 7 месяцев 2010 года в парижском регионе румынские цигане совершили около 3 с половиной тысяч краж, 20% краж в Париже, по мнению полиции, – дело рук румынских циган, причем четверть этих преступлений совершают несовершеннолетние.

Заключение.

Цигане не такие, как все.

Более пятисот лет они живут внутри белой европейской цивилизации, но не желают в ней растворяться.

Напротив, кажется, что белая цивилизация постепенно оциганивается, перенимает исконные циганские ценности. Например, тягу к свободе: цигане всегда жили как хотели, а европейцы состояли при господах. Пацифизм и демократия - исконные ценности циган, несмотря на войны и диктатуры вне табора.

Так после долгих веков презрения к циганским ценностям и белые признали „ошибку“ и встали на путь исправления. Они теперь тоже уезжают из дымных городов на природу, к барбекю и лошадям, вслед за циганами путешествуют по всему миру, заводят кучу детей, раскупают караоке, чтоб петь бескорыстно для себя...

Правда, то, что принадлежало любому бедному неграмотному цигану по праву рождения, пока что могут себе позволить только состоятельные люди. Но это же только начало!

А с циганами что будет дальше?

Мне встретилась такая фраза некоего циганского пророка: "Мы вернемся в Индию, ступая по пеплу Европы".

И вы это понимайте как хотите.

  • Супер 3
  • 14
  • 7 903

14 комментариев


Miky

Все таки цифра циган хорошо известна. Согласно недавной переписи населения они 320 тыс. Человек. Почти поравну делятся на христяне и мюсолмане/даскане рома и хорахане рома/. Среди христян есть евангелисты. Как правило часть циган мюсулман самоопределяет себя как турков.

Anlauf

Они есть, независимо от нашего отношения к этому явлению. И они есть такие, какие есть. Толерантность - вот что может спасти и тех, и других.

Soldat

Возможно. Но возможно и другое: Ваше мнение в корне изменится, если под Вашими окнами расположится циганский табор. Почему-то в таких случаях люди напрочь забывают о толерантности.

Anlauf

Все в жизни подчиняется закономерностям. Во всем мире происходит градация, разделение мест проживания. Каждый новый жизненный этап, сопровождающийся повышением жизненного уровня приводит к перемене места жительства, согласно новым финансовым возможностям. Скорее человек в силу каких-либо болезненных причин или печальных жизненных обстоятельств окажется "на дне" по соседству с цыганами и бомжами. Этого надо бояться, а не того, что табор вдруг расположится у вас под окнами. ИМХО

Ugeal

Доиграемся с толерантностью. Современная цивилизация стоит на европейских ценностях. Если будете в свой дом пускать кого ни попадя-конец а вам и вашему дому. Как написано в одной известной книге "... Если вы негра научите немецкому языку, от этого он немцем не станет".

Светлая
Россиянка, Россия

Читаю про цыган, а сама слово "цыган" все время заменяю на "гастарбайтер из Ср. Азии". Тоже работают уборщиками, строителями. Если повезет, живут в квартире по 20чел, нет- в сарае ещё большим составом, Ходят грязные, в коростах и грибках -в метро ехать страшно! Несмотря на это плодятся и размножаются. Занимают места в роддомах, садах, школах. При этом не хотят учить язык, кое-как несколько слов выговаривают. Зато грабят, и убивают все смелее и чаще.

Светлая
Россиянка, Россия

А уж про тех, кто рулит на развалюхах по московским просторам я молчу! Так вот я и думаю: кто лучше-цыган или гастарбайтер? (не знаю какое музыкальное сопровождение подобрать: пение с минарета или "ходи в ро-о-щу, ходи в ро-о-щу, ай нанэ!)

Bazilik

Почти в тему, из жизни. Разговаривал с учителем физкультуры вчера. Жаловался. Говорит, "создали у нас цыганскую группу. Так они в первый же день украли у меня все блины от штанг, только 20 килограммовые оставили. Две гири было по 16 кг, еще с социалистических времен, так и их утащили. Вот скажи (это он ко мне), зачем мне всё это?"

Ugeal

Правильнее спросить не зачем?, а за что? Старый фильм был, забыл название... Там один спрашивает: за что они (враги) нас так жестоко убивают? Ему отвечают: За то, что мы их не успели.

Строитель

1. По поводу строительства домов для цыган. В 70 годах, в пригороде Волгограда построили посёлок из однотипных частных домов с шестью сотками, для того чтобы таборных цыган привязать к одному месту. Те конечно счастливые, весело заселялись, ведь зима на носу. Давали подъёмные для закупки хозяйственной утвари и одежды. Многие же были многодетные семьи и очень любили одевать медальки всех трёх степеней многодетной матери, когда приходили в милицию за своими детками, которых поймали за руку на воровстве.

Строитель

2. Пришла весна, запели птички, травка зазеленела и многие, смазав колеса у своих кибиток, запрягли отдохнувших за зиму лошадей и отправились в путь. А дома выгодно продали, имели право, поскольку оформили на них по закону. Домов было около 60, может больше, сейчас не помню, но через три года осталось только четыре семьи.

Строитель

3. До сих пор в Волгограде этот посёлок называется цыганским, но живут давно русские и другие, славянские и не славянские народы, а цыган раз, два и обчелся. Душа у них бродячая. Не могут долго сидеть на одном месте. И в Малоярославце на вокзале их много, гадают, попрошайничают в основном женщины и утром какая - то часть их едет в Москву как на работу.

Строитель

4. На окраине города есть целая цыганская улица. И на последнее, как пел один из руководителей ансамбля «Берёзка»,

Расизма в сердце не держу,

Но если спросите, скажу,

За белых я,

За белых я,

За белых.

Кетцаткоатль

Да, выводы неожиданные...

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

14
7,9k
  • Супер 3
  • Похожие записи в блогах

    • Цыганский вопрос-3

      Циган в Европе преследовали практически всегда. Отчего бы это? Уж очень непохожий ни на что привычное уклад жизни, безответственность, склонность к воровству и мошенничеству – вот что приписывали /и приписывают сейчас/ представителям этого племени. Все знают, что наибольший урон был нанесен европейским циганам в период правления нацистов в Германии. Но, в то же время, нельзя не сказать о том, что фашисты в своих антициганских настроениях были отнюдь не одиноки. Попытка исторического анализа при
    • Цыганский вопрос-2

      ... Чем занимались и занимаются простые цигане в наше время? Ну, кроме ремесел, конечно. А вот чем: разовая работа по найму, гадание на картах, по руке, мелкая спекуляция, воровство, сбор металлолома, изучение содержимого мусорных контейнеров, проституция, торговля дурью... Далеко не все перечислено. Как-то один знакомый рассказывал: для цигана или циганки обокрасть чужого – норма. Это внутри общины у них жесткие законы и взаимоуважение, а все остальные для них – ну, не совсем люди... Нет, я
    • Цыганский вопрос

      Мне не нравятся цигане. Ну, вот не нравятся, и все тут. Ничего не могу с собой поделать, это – личное мое чувство... Возможно, это очень плохо, а возможно – мое отношение чем-то и оправдано. Не могу разобраться до конца... Но именно поэтому я и попытался „раскопать“ как можно больше материала о циганах с целью, быть может, попытаться понять причины такого своего отношения к этому народу /или племени, не знаю/. Честно говоря, после рассмотрения массы материала я надеялся, что мое отношение к ним
  • Записи в блоге

    • В наши времена, как оказалось, дефицит!
    • Очень здорово написано!
      А мы только на начальном этапе: подготовка. Но уже ребенок проявляет интерес и как то у него складывается строчки не плохо. Вот куда дальше двигаться, будем говорить с учителем чтобы развить дальше его тягу к стихотворениям.
    • Николай Иванович Рыленков - мой земляк. Училась в школе его имени. Его стихи - живой родник... Наслаждаюсь искренним творчеством автора. Оно целительно.
    • Рад и по-доброму завидую!)))
    • @mediwo34 , скажите, пожалуйста, это у Вас вопрос или реклама сайта?
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      466
    • Всего записей
      2 451

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...