Перейти к публикации

Райна Касабова-первая среди женщин в мире покорила военный самолет. Ей было 15

Странная леди
  • · 5 минут на чтение

Наверное, если спросить у большинства людей, из какой страны была женщина, которая первая в мире совершила полет на боевом самолете, то вряд ли многие ответят правильно. Я точно, раньше-нет. А фамилию, тем более, мало кто знает. Поэтому, решила немного написать об этой женщине. Свой полет она совершила 30 октября (такая же дата сегодня), только в 1912 году. И звали эту отважную женщину-Райна Касабова, болгарка, которая родилась в Карлово 1 августа в 1897 году. А свой первый полет эта самарянка осуществила в 15 лет над Одрином на военном самолете-"Воазен".

Сразу оговорюсь, имя этой женщины внесено в список самых известных достижений Болгарии. Из 23 позиций она занимает 12. Как первая в мире женщина, участвующая в боевых полетах на военном самолете во время Балканской войны. 1912-1913 годов.

Ее мать Мария Лилова была крестницей Васила Левски, а отец Стефан Касабов ополченцем, принимал активное участие в русско-турецкой войне 1877-1878 годах и участвовал в боях за Шипку.

В начале 1912 года Райна записалась на курсы самарянок, по окончании которых получила диплом медицинской сестры. 5 октября началась война и она была направлена на работу в госпиталь Свиленграда, возле которого находился аэродром. Вот там она и проводила все свободное время, познакомилась с летчиками. И ее взяли в полет. Во время своего первого полета, Райна бросала листовки, в которых был написан призыв к туркам о прекращении военных действий. Через некоторое время, она научилась управлять самолетом и уже полетела за штурвалом сама. Этот полет был сенсаций, западные и русские журналисты писали, что Райна первая женщина летчик-истребитель. Ее портреты неделю фигурировали во всех газетах и журналах мира. Она была награждена орденом " За храбрость"и медалью за заслуги перед болгарской армией. Во время этой войны Райма работала так же медицинской сестрой при госпитале. Замужем она не была, прожила всю свою жизнь возле двух братьев в Софии. Работала медицинской сестрой, дружила с болгарской интеллигенцией. Даже принимала участие в конкурсе красоты Болгарии и заняла там призовое место. Очень обаятельная и душевная женщина, так говорили о ней современники.

18 июня, 1963 года Валентина Терешкова посетила Софию и встретилась лично с Райной Касабовой. Это была трогательная встреча.

В 1969 году Райна скончалась и была похоронена в Софии.

В болгарской прессе я прочитала, что могилу ее тяжело найти на кладбище.

Небольшой городок Карлово, насчитывавший в начале ХХ века меньше десяти тысяч жителей, дал Болгарии много замечательных личностей, одной из которых стала Райна Касабова. Ее отец — Васил Касабов, был участником обороны Шипки, потеряв в том сражении руку. Крестным ее матери Марии был сам Васил Левски, а сама Мария, когда была маленькой, иногда доставляла письма революционного комитета. Брат Роман, будучи учеником четвертого класса, отправился сражаться за свободу Македонии в чете Яне Сандански. Райна, рожденная 1 мая (по другим данным 1 июля) 1897 года, также жаждала отдать свой долг родине и, хотя на момент объявления мобилизации перед Балканской войной ей было всего 15 лет, тайно от родителей записалась на курсы сестер милосердия.

Под влиянием огромного энтузиазма, охватившего весь болгарский народ, мечтавший о национальном объединении, Райна вместе с тысячами добровольцев отправилась на юго-восток. Ее конечным пунктом назначения стал полевой госпиталь около города Мустафа-паша (сегодняшний Свиленград). Там девушка запомнилась как самая молодая, самая сердечная и смелая сестра милосердия.

Мустафа-паша был взят в первый же день, зашла речь о Лозенграде. Один немецкий фельдмаршал перед тем заявил, что эта крепость может быть взята только пруссаками, и то, после 6-месячной осады. Лозенград был взят за два дня.

Самое тяжелое испытание, однако, еще предстояло – Одрин (ныне – Эрдине), чья крепость в то время считалась неприступной. 16 октября 1912 года пилот поручик Радул Милков и наблюдатель поручик Продан Таракчиев на самолете «Альбатрос Ф-II» совершили первый разведывательный вылет в истории болгарской авиации. Аэродром, откуда они совершали свои полеты, находился рядом с госпиталем, где работала Райна. Самолеты вдохновили ее, и она начала мечтать о небе.

Однажды вместе с коллегами по госпиталю она посетила аэродром, где их сопровождал сам Милков. Увиденное произвело на девушку огромное впечатление. Она призналась в огромном желании полететь, и авиаторы согласились. Однако, шла война и воздушные прогулки были не самой лучшей идеей. Поэтому летчики решили поручить девушке конкретное задание – насколько ответственное, настолько же и благородное.
Командовавший защитниками Одринской крепости Шукри-паша, не имея возможности прорваться из затягивающегося болгарского кольца, попытался поднять дух своих людей, распространяя слухи, что турецкая армия уже взяла Пловдив и наступает на Софию.

Именно тут на сцену выступила Райна. 30 октября 1912 года снабженная необходимым оборудованием, она заняла в самолете «Вуазен» место наблюдателя за пилотом Стефаном Калиновым. Пролетая над Одрином, Райна под градом пуль бесстрашно разбрасывала листовки на турецком и французском языках, в которых жителей города и турецких солдат информировали о том, что крепость скоро будет взята и напрасных жертв можно избежать только путем капитуляции.

После полета девушка была бесконечно счастлива и писала своим родителям: «С особым интересом мы следим за полетами наших смелых авиаторов. Они пробуждают в нас чувство гордости. Так вышло, что и я заразилась их примером». Одрин пал 26 марта 1913 года, а 30 мая закончилась война.

В 30-е года Райна выиграла конкурс красоты в Варне. К сожалению, она так и не создала семьи, так как человек, которого она любила, погиб на войне. В 1963 году, посещая Болгарию, Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт, захотела встретиться с женщиной, первой полетевшей на боевом самолете и посетила Райну в ее родном городе. Райна Касабова умерла в возрасте 71 года в 1969 году.

В 2009 году ее именем назван ледник в Антарктиде.

Она не только признана первой в мире женщиной, выполнившей задачу во время боевого вылета, но, что более важно, она не бросала бомбы, не убивала людей, не разрушала объекты культурного наследия красивого города. Она не пыталась ввести противника в заблуждение, а бросала на него дождь истины с целью не навредить, а спасти его от самоуничтожения.

Не только Болгария, но и весь мир может гордиться первым военным полетом женщины, превратившимся в настоящий символ стремления к миру, человечности и взаимного уважения.

  • Нравится 1
  • Супер 6
  • 4
  • 2223
4
2.2k
  • Нравится 1
  • Супер 6

4 комментария

Светлая
Россиянка, Россия

Странная леди, Вы употребили в своем тексте слово "самарянка". А почему?

Kaktu
Стефания, Стара Загора
странная леди, Вы употребили в своем тексте слово "самарянка". А почему?

В Болгарии так называли санитарок и медсестер.

Kaktu
Стефания, Стара Загора

Дополню - в Антарктике есть ледник, который носит ее имя:

https://bg.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0_(%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

Мемориальная доска в ее память, военный аэропорт Узунджово:

http://pan.bg/gallery/albums/userpics/10010/normal_483072_3790579765156_247774495_n.jpg

Ивайло

Между прочим, Райна Касабова не только первая, но - пока - и последняя болгарка, принимавшая участие в боевом полете.:D

Воздухоплавание в Болгарии датирует с 1906 г. Но - аэростатное. Первый самолет, летавший успешно (до того были и другие, но поднятся так и не смогли), появился в Болгарии в 1910 г. Руский летчик Борис Масленников на самолете "Фарман" в ноябре совершил демонстрационные полеты, которые так понравились болгарскому царю Фердинанду, что он тоже захотел прокатится. При том, как пишет Масленников, даже два раза. И стал, таким образом, первый в мире монарх, летавший на самолете.:)

Please sign in or register to post a comment.
  • Записи в блоге

    • Да
    • Вселенский взаимообмен!
    • "Ей повезло, потому что всем, кто не теряет надежды, везёт – вблизи Тугулыма, стояла целая армия грибников. Мама придирчиво обошла каждого «бойца» и выбрала в конце концов продавца, который понравился ей чисто по-человечески (справедливости ради следует сказать, что и грузди у него были отменные). У этого же чисто человеческого продавца мы скупили всю чернику и, радостные, сложили покупки в багажник, где лежали непроданные книги. И помчались дальше, оставив позади Тугулым вместе с грибами, ягодами и школьными воспоминаниями.
      Я люблю делить дорогу с мамой – мы почти никогда не ругаемся и даже спорим вполне мирно. Когда проезжали мимо Талицы, мы обе почувствовали, что машина едет совсем не так, как раньше. Если бы она была человеком, я сказала бы, что она вдруг резко захромала на правую ногу.
      С машиной у нас отношения трепетные, переходящие с моей стороны в нечто вроде обожания и повышенной тревожности. Если в машине вдруг что-то стучит не так, как надо, я тут же бью тревогу.
      Мы вылезли из машины – и увидели, что заднее правое колесо лежит на земле ровной тряпочкой.
      – Ещё минута, – сказала мама, – и улетели бы в кювет. Лежали бы там, присыпанные грибами да ягодами.
      И книгами, подумала я.
      В списке моих умений можно найти самые неожиданные, но менять колёса я не умею. И повода научиться не было – за те двадцать лет, что я за рулём, ни одно колесо не пострадало.
      Мы с мамой стояли на обочине, как давешние труженики леса, и осознавали новую злополуку… Рядом проносились на полной скорости счастливые обладатели целых колёс, резко гудели фуры, шептались, хихикая, сосны. Как вдруг рядом с нами притормозил поношенный джип. Водитель, в отличие от своей машины, был совсем ещё не старый. Видно было, что он торопится, что мы со своим колесом-тряпочкой ему совсем некстати, но он остановился, открыл багажник в поисках нужных инструментов – и оттуда посыпались вещи. В основном это был детский транспорт: какие-то санки, коляски, ледянки, самокаты – все четыре сезона в одной машине. Наш спаситель чертыхнулся, начал разгребать эту кучу, с трудом нашёл, что искал, – и пошёл теперь уже к нашей машине, за запаской. Мама уже выгрузила книги, грибы и ягоды из багажника, и вообще мы с ней всячески проявляли готовность помогать и участвовать в спасательной операции. Мама даже завела с водителем подобие светской беседы, но он вежливо посоветовал заняться лучше сбором камней, которые он будет подкладывать под другие колёса, чтобы машина не завалилась набок. Мы с радостью стали подбирать камни – как древние египтяне или муравьи, выкладывали их на обочине, а спаситель придирчиво отбирал подходящие. Потом он поднял машину домкратом, поменял колесо и строго велел мне ехать до самого города «не больше восьмидесяти». Я бы и сама могла об этом догадаться, глядя на запаску – она выглядела намного тоньше других колёс и чем-то напоминала протез.
      От денег наш спаситель отказался, хотя мы совали ему их с усердием, достойным лучшего применения. И уехал, не дослушав горячих слов благодарности. Я вспомнила, как болгары отвечают на «спасибо» – «няма за какво». (Я тогда учила болгарский язык, поэтому он и всплывал у меня в памяти кстати и некстати.)"
      Это она же, Матвеева (в моей минимальной редакции).
    • Написано в феврале 2023 г.
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      172
    • Всего записей
      1427

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...