Перейти к публикации

Христо Ботев. Национальный герой Болгарии, революционер, болгарская святыня, вдохновитель и поэт

Странная леди
  • · 7 минут на чтение

Каждый год 2 июня в Болгарии праздник. День памяти героев Болгарии, и этот день связан с именем Христо Ботева. Болгары учат его стихи в школе, изучают его биографию, в последние годы много спорят о нем. Кто он? Человек, который посвятил свою жизнь Болгарии. Он прожил всего 28 лет. Но оставил в наследство потомкам свои труды и свою любовь к Болгарии. Меня заинтересовал этот человек, и я стала периодически о нем читать. Хочу поделиться с Вами некоторыми данными об этом удивительном человеке. Судьба которого тоже была связана с Россией. Отдыхая в Павел Бане я заезжала в Калофер, и тогда уже обратила внимание на красивый памятник Христо Ботеву и много вокруг живых цветов.

Христо Ботев Петков родился 6 января 1848 года в г. Калофер. Его отец известный учитель Ботьо Петков, а мать Иванка славилась своей красотой, гордостью и сильным духом. Учился Христо в школе, в которой преподавал отец. Его отец был хорошо знаком с вице-консулом России в Пловдиве и обратился к нему с просьбой отправить сына на учебу в Одессу. И в 1863 году Христо Ботев получил стипендию от правительства Российской Империи и переехал на учебу в Одессу. Именно в Одессе, под влиянием некоторых русских поэтов он начинает писать свои стихи. Учился Христо во второй гимназии, как вольнослушатель трудно вписывался в учебный процесс и через два года за неуспеваемость был из нее исключен. Ему прекратили выплачивать стипендию и дали единовременное пособие для оплаты дороги в Болгарию. Но, Христо остался в Одессе и стал брать у преподавателей частные уроки. И в 1868 году он был назначен на работу учителем в Задунаево, это болгарское село в Южной Бессарабии. Однако, через несколько месяцев он получает известие о тяжелой болезни отца и возвращается в Калофер. По приезду он опубликует свою первую поэму "Моя мать", в вестнике "Гайда".

Уже в мае 1867 года Ботев выступает с пламенной речью на день славянской письменности, в честь Кирилла и Мефодия. Так начинается его революционная деятельность. Из-за опасности попасть в турецкий плен он вынужден покинуть Калофер и переезжает жить в Румынию. Там он пишет свое знаковое произведение "На прощаване", сближается с болгарскими революционерами Стефан Караджи и Хаджи Димитром и вступает в группу Жельо, призывает болгарский народ к борьбе и освобождению от турецкого ига. В Бухаресте поступает в медицинскую школу, но из-за отсутствия денег вынужден ее покинуть. Живет практически в нищете, зиму проводит на ветряной мельнице вместе с Апостолом свободы-Васил Левски. Христо был поражен способностью Дьякона так выдерживать суровые испытания, к которым тот подвергался. Левски считал, что борьба за свободу есть первейшая обязанность, возложенная Богом на человека, когда народ порабощен. Не исключено, что встреча Ботева с Левски оказала большое влияние на его жизнь.

За революционную деятельность Христо несколько раз был отправлен в тюрьму, но Васи Левски за него заступался и его освобождали. В 1874 году он становится секретарем центрального комитета -БРЦК. Проводя активную революционную деятельность переводит книги о теории происхождения болгар, издает новый мятежный вестник "Знаме". Пишет много стихов и поэм. Многие связывают его активную деятельность со смертью Васила Левски в 1973 году. Ботев читает Дарвина, Маркса, Бакунина. В международном плане защищает Парижскую Коммуну (1871г.). Борется за создание на Балканах федерации, выступает против эксплуатации слабых стран сильными странами. Против догмы смирения и непротивления злу.. Для него внушаемое церковью смирение являлось смирением рабов. Быть может, спрашивал он, обращаясь к болгарам, лишь когда страдание дойдет до крайнего предела и турки начнут сжигать болгар живыми, только тогда те перестанут терпеть и быть рабами? А что может сделать наше духовенство, спрашивал Ботев, для своего задавленного и оборванного стада? Проявить сострадание и не смотреть равнодушно на брата своего, а это означает облегчить его нечеловеческие страдания, выступая перед турецким правительством против ежедневных убийств и грабежей, а также помогая ему снять с себя оковы политического рабства и вместе с тем оковы вытекающего из этого рабства нравственного и умственного невежества. Но мы, писал Ботев, не можем предположить, чтобы это случилось, ибо не верим в рясу церковников и в то, что сама история опровергает. Ботев не не боится поставить болгарскую церковь того времени рядом с врагами Христа.

  • Народ мой бедный, скажи хоть слово,
  • Кто в рабской колыбели тебя качает?
  • Тот ли, кто в тело вонзил Христово
  • Свой меч со злобой и наслажденьем?
  • Иль тот, кто песню одну лишь знает:
  • «Свою ты душу спасешь терпеньем»?

Когда Ботев писал, что религия является одним из главнейших врагов прогресса и свободы, он имел в виду ту религию, которая лишилась своей истинной сущности, в которой утрачена чистота заветов. Такая религия, по Ботеву, стала похожей на «орех без ядра». Этими словами поэт точно выражает и состояние той церкви, в которой за внешним показным благочестием нет истинного огня духа, нет воплощения истинных заветов, которые одни только и могут двигать вперед и совершенствовать. Но без истинных заветов, без животворящего духа, но только буквою, которая убивает, церковь не может вести вперед ни человека, ни общество, более того – она препятствует эволюции, следовательно, тянет в прошлое и поет заупокойную молитву. Вот почему о такой церкви Ботев пишет: «... Ряса нужна любому народу не у его колыбели, чтобы воспитывать его в детстве, а чтобы отпеть его и стоять у его гроба после его политической смерти. Поп на своем месте при погребении, но не при рождении. Болгарский народ не в гробу своего прошлого, но в колыбели своего будущего...» .

Этими мыслями, воплощенными в поэзии и публицистике, Ботев выполнил свою часть возложенной на него историей задачи восстановления истины в сознании болгар, очищения духовных заветов от наслоений веков. Мечом слова он отсекал негодное, способствуя тому, чтобы народ мог видеть истинное. Ботев считал, что у болгар хотят отнять будущее, обратить вспять и, привести болгар к гробу. Указывая на то, куда ведут невежество и клевета, духовное наследие героев тем самым препятствует движению назад. И именно поэтому знание и стремление к подвигу были всегда нестерпимы темноте невежества и клеветы. Этим последним, чтобы вести за собой, необходимо изъять красивейшие страницы истории Болгарского Возрождения, изъять все созвучное Живой Этике и героическое во всех культурах... Но это означало бы лишить у народа не только будущего, но и духовных основ, чтобы не на что было ступить и куда устремиться. Ботев сказал «Нам не нужна заупокойная молитва, ибо мы устремляемся к будущему».

После восстания в Боснии и Герцеговине в 1875 году, Ботев начинает подготовку восстания в Болгарии. Его направляют в Россию для сбора средств и оружия. Однако преждевременное восстание не привело к победе, произошел и раскол в организации. Ботев устанавливает контакт с Гюргевскими революционерами и издает новую газету "Нова България". Он успел сделать только один выпуск газеты.

5482e4e2a9cef2065d9a0a42cdb23c39.jpg

Во главе организованного им отряда из 200 человек Ботев 17 мая 1876 переправился с румынской территории через реку Дунай (около села Козлодуй) в Болгарию и двинулся на помощь восставшим. То, как он захватил корабль, тоже многие считают героическим поступком. Но, лимит дневника не дает возможности все описать. Погиб в бою с турецкими войсками близ г. Враца 2 июня. Его сочинения были собраны и изданы лишь в 1907 году.

Я попыталась вкратце остановиться на некоторых страницах жизни Христо Ботева. Он написал много глубоких по смыслу произведений, этот молодой человек любил Болгарию, духовно во многом поддержал народ в трудные времена истории, и, мне кажется, что достойно вошел в Золотую книгу героев и просветителей Болгарии. И даже мировой истории. Почитайте его труды, они достойны уважения.

В наши дни Национальный Дом-музей Христо Ботева радуется многочисленным посетителям. В первую очередь, это болгарские ученики, молодые люди и семьи, – с гордостью делится директор музея Ася Николова. Особенно радует то, что за последние 10 лет дом Христо Ботева все чаще стали посещать болгары, которые давно уже устроили свою жизнь за границей, но хотят ознакомить своих детей с этим святым для каждого болгарина местом, с реликвиями, которые хранятся здесь, и с воспоминанием об огромной болгарской смелости и веры.

"Речь идет о том поколении детей, которое практически ничего не знает о нашей истории – об этом великом периоде нашего Возрождения, когда мы из рабского народа превратились в осознанную нацию, пожелав стать свободными. Именно эти посетители особенно ценные для нас, потому что, таким образом, мы не позволяем им прервать связь со своей родиной, со своими корнями. Ведь очень трудно объяснить современным молодым людям, почему в таком молодежном по нынешним понятиям, но совсем зрелом для своего времени возрасте – 28 лет, человек мог оставить все – и только что родившуюся дочь, и собственную типографию, чтобы, как сам поэт написал, поспешить «на голос народный», ясно осознавая, что наличное оружие, также как и недостаточная подготовка и энергия, вряд ли позволят свергнуть целую империю. Но он также не менее ясно осознавал, что весть об этом деле разнесется по всей Европе и хоть как-то поможет делу об освобождении Болгарии от османского ига. Потому именно и последняя заглавная статья, которую Ботев опубликовал в газете "Новая Болгария", посвящена именно теме о драме Балканского полуострова. Телеграммы, которые он отправляет всем передовым европейским газетам, стали тем первым знаком, что положение в Болгарии становится нетерпимым, и народ готов уже осознанно подняться на борьбу за свое политическое освобождение".

  • Нравится 2
  • Супер 3
  • 3
  • 5 673
3
5,7k
  • Нравится 2
  • Супер 3

3 комментария

Natadem

Мой хороший знакомый побывал на празднике, посвященном этому замечательному человеку, состоявшемся в Калофере.

Событие это местные жители называют "Заря", накануне смерти героя, 1 июня, в Калофер съезжается огромное количество людей, солдаты пехотного батальона Карловского гарнизона, много ВИП-персон, в том числе министр обороны Болгарии. После вечерней поверки, проведенной по всем законам армии, министр обороны скомандовал: «Шапки — долу, на колена». Все, от мала до велика, сняв шапки, опустились на колени и склонили головы в глубоком поклоне, направленном к памятнику Христо Ботеву. Количество участвовавших в этом действе было гораздо больше количества жителей самого Калофера. В конце был большой салют.

Знакомый был просто потрясен... Такого единения людей и поклонения герою ему видеть еще не приходилось...

NataljaSakh

Спасибо, что рассказали о Христо Ботеве, действительно заинтересовали. На досуге поищу его произведения

Гостья

Спасибо, надо почитать!

Please sign in or register to post a comment.
  • Записи в блоге

    • Узнала сегодня такую новость. Теменуга опять запела и опять победитель. Скоро буду ее поздравлять.
      Ансамбъл Георги Чилингиров при НЧ"Отец Паисий 1926"с. Полк. Серафимово с ръководител Съби Кайджиев взе участие в XIV Балкански национален шампионат по фолклор "Евро фолк 2024"и XXVII Старопланински събор "Балкан фолк 2024" под егидата на Юнеско гр. Велико Търново.
      Ансамбълът бе награден златен медал, почетния знак на фестивала, грамота, препоръка, дипломи. Също така и с индивидуално участие на Димитър Дърмонев и с дуета на Теменужка Дукатева и Димитър Дърмонев.
      Честито на ансамбъла с пожелание за много здраве и още много много успехи.🍀🍀🍀
    • Да
  • Статистика блогов

    • Всего блогов
      169
    • Всего записей
      1 370

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...