Свой рассказ о необычном храме в Чехии я начну с разговора четырех форумчан.
marta772007-
-Лучше что-нибудь жизнеутверждающее
Gallat-
-Что может быть более жизнеутверждающего, чем "жизнь" после смерти. Пусть даже в необычном дизайне храма.
ATAI-
-А как это "стыкуется" с упокоением праха (останков)?
Ветер-
-Сколько народов - столько и мнений, где эталон?
В шестидесяти километрах от Праги расположен небольшой городок Кутна Гора. Уже с конца 13 века город славился как один из самых богатых городов Чехии и был одним из трех важнейших поставщиков серебра в Европе.
Но не только добыча серебра прославила этот город. В конце 13 века из Святой Земли, а именно, с Голгофы была привезена земля и рассыпана на кладбище у монастырской церкви.
Весть об этом быстро распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения не только среди чехов, но и среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этой освященной земле. Средневековые войны и эпидемии тоже пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось. Увеличивать площадь кладбища стало уже невозможно, но и отказать всем желающим быть похороненным в "Святой земле" аббатство тоже не могло. И в начале 14 века в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей.
Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил. Освободившееся место использовалось для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, в начале 16 века работу по извлечению скелетов из могил, очищению и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах. И сейчас сорок тысяч черепов покоятся в четырех пирамидах, расположенных по углам хранилища.
В 1784 году по распоряжению императора монастырь был закрыт, а его имущество и земли купила семья Шварценбергов. Перед новыми хозяевами встал вопрос, что делать с грудой костей, сваленных в церкви, и они наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл все в порядок и, так как предавать останки земле было негде, то и нашел бы применение костям в интерьерах усыпальницы. Отсюда все и началось. Ринт с помощью хлорной извести очистил и отбелил кости и начал работу по «дизайну интерьеров». По всей видимости, семья Шварценбергов отличалась большой, но и весьма странной любовью к прекрасному.
Как вы видите, снаружи усыпальница ничем особенным не отличается. Это довольно мрачноватое здание, окруженное могильными плитами и каменными памятниками на могилах.
Но, как известно, внешность зачастую обманчива, поэтому все меняется и в чувствах, и в восприятии, когда зайдете внутрь.
Давайте отбросим некоторые моральные сомнения и посмотрим на это произведение с художественной точки зрения.
«Дизайнер» подошел к заданию довольно креативно и в результате мы имеем возможность созерцать уникальное творение искусства в готическом стиле. Хотя другого стиля тогда и не было.
Итак, интерьеры Костницы.
Все арки дверей и ниш усыпальницы украшены гирляндами из черепов, ребер и бедренных костей, что придает им несколько праздничный вид и вызывает ассоциации с необычной и дорогой бижутерией.
Люстра в усыпальнице - отдельный элемент декора, вызывающий восторженное "ах" у каждого входящего. Именно из-за нее сотни туристов так желают попасть внутрь Костницы. Она состоит из нескольких тысяч костей и является уникальнейшим произведением искусства. Если хорошенько присмотреться, заметно, что к потолку люстра крепится челюстями.
Фамильный герб Шварценбергов настолько зачаровывает, что можно даже забыть на минутку - исполнен он из тысячи человеческих костей. Мелкие детали идеально подобраны и симметрично выложены, вызывают и ужас, и восторг одновременно.
Пирамиды из черепов, которые держат в зубах берцовые кости, служат еще и канделябрами, на которых крепятся свечи.
Великолепные вазоны придают помещению торжественный и праздничный вид.
Ну, и как водится, подпись художника.
Мы приехали в усыпальницу довольно рано. Спустились в подвальный полумрак. Легкий холодок подземелья и тишина вокруг. Наши еле слышные шаги и перешёптывание были единственными чуть заметными звуками в этой спокойной и не пугающей тишине.
Христианская церковь все еще не озвучила официального мнения по поводу Костницы. Хотя от согласия или несогласия священнослужителей абсолютно ничего не изменится, ведь на сегодня Костница– это едва ли не единственный уникальный склеп, в котором нашли последнее пристанище десятки тысяч людей.
Уверяю Вас, зловещим это место может казаться лишь для того, кто этого не видел!
- 5
- 43
- 8 307
43 комментария